• Главная » 
  • Статьи » 
  • Анализ несчастных случаев в аквапарках в 2014 году или история одного аквапарка...
#1
Данная тема "Анализ несчастных случаев в аквапарках или история одного аквапарка" выбрана мной не случайно ибо в настоящее время мало кто уделяет внимание этому вопросу.

Далее по тексту я заменю "несчастный случай" на "нештатную ситуацию" для его более легкого восприятия, однако упоминания о несчастных случаях с летальным исходом так и будут озвучены здесь.

Итак, в 2014 году произошло более 10 нештатных ситуаций по официальным данным, из них 4 несчастных случая с летальным исходом. Расскажу коротко о некоторых из них:

январь 2014 г., Пермский край
В малой чаше бассейна семилетнего ребёнка притянуло к сливной трубе системы очистки. По предварительным данным, на трубе отсутствовала соответствующая защитная решётка. По словам очевидцев, один из братьев нырнул, и его под водой засосало в отверстие, которое не было закрыто решёткой. В трубу затянуло спину, ягодицы и бедро ребёнка. К счастью все обошлось.


февраль 2014 г., Самарская область
В одном из бассейнов аквапарка утонул 27-летний мужчина. По неофициальным данным, он не был посетителем заведения, а работал в аквапарке и находился в состоянии алкогольного опьянения. Трагедия произошла в нерабочее время развлекательного учреждения.


май 2014 г., республика Беларусь
23-летний пострадавший и приятель спускались с горки "Раттлер". Первый раз все прошло удачно, а вот во второй раз ребятам не повезло.
Сначала их выбросило из тюбинга - резинового плота в маленькой трубе. Молодые люди оказались в середине горки. Пешком оттуда выбраться было просто невозможно, поэтому приятели снова сели в плот и продолжили движение. Внезапно напор воды усилился. Лодку начало сильно раскачивать и молодых людей подкинуло вверх на 90 градусов.
Одному повезло: он упал на резиновый плот. Второй же при падении ударился о днище горки и сильно повредил спину. Первые минуты пострадавший практически не помнит, так как находился в шоковом состоянии. Помощь никто не оказывал и просто смотрели со стороны. В больнице подтвердили компрессионный перелом 12-го позвонка.


август 2014 г., Воронежская область
4-летний ребенок, оставшийся без присмотра родителей, забрался во взрослый бассейн аквапарка и начал тонуть.
По сообщениям очевидцев, отец малыша и вытащил его из воды, хотя возле бассейна находилось несколько спасателей. Никто из них не заметил тонущего ребенка. Отец начал сам оказывать первую помощь своему сыну, но было уже поздно. Ребенок погиб.


сентябрь 2014 г., Челябинская область
В бассейне аквапарка, погиб 8-летний воспитанник детского дома.
Примечательно, что за купанием группы детей наблюдали педагоги детского дома и инструктор аквапарка, но никто не видел, как утонул ребенок.


декабрь 2014 г., Алтайский край
9-летний ребенок утонул в волновом бассейне. Инструктор аквапарка не заметил ребенка в волновом бассейне без жилета или нарукавников и не предпринял мер по устранению нарушения правил пользования бассейном.


Основные причины нештатных ситуаций в 2014 году произошли по вине персонала аквапарка: несоблюдение своих должностных инструкций и инструкций по безопасной эксплуатации оборудования аквапарка. Зачастую персонал просто нарушал эти требования по незнанию, в следствии, отсутствия подготовки и стажировки после приема на работу и низкое качество или отсутствие внутриорганизационных документов по организации безопасной эксплуатации оборудования аквапарка. Получается, что инструктор и рад бы правильно работать, да научить никто не смог. Многие нештатные ситуации мог бы предотвратить правильно подготовленный персонал и здесь не мне вам об этом рассказывать.

Далее идут так называемые "бытовые травмы" (скользкий пол, солнечные ожоги и удары, укусы насекомых и т.д.).
И только небольшое количество нештатных ситуаций произошли из-за нарушения правил пользования оборудования аквапарка посетителями.
Соответственно главной причиной вышеперечисленных причин и всех нештатных ситуаций в аквапарках, да и в парковой отрасли, к сожалению является - отсутствие контроля со стороны должностных и ответственных лиц.

Практика нашего "Центра по безопасности аттракционов" и мои многолетние наблюдения как эксперта (за последние 5 лет было выполнено более 30 судебно-технических экспертиз и исследований) , а также общение с эксплуатантами оборудования аквапарков показывает, что в реальности во многих аквапарках:

1. Отсутствует эксплуатационная документация на оборудование аквапарка, в т.ч. на водные горки, на русском языке выполненное в соответствии с требованиями ГОСТ 2.601-2013 "ЕСКД. Эксплуатационные документы", ГОСТ 2.610-2006 "ЕСКД. Правила выполнения эксплуатационных документов", раздел 11 ГОСТ Р 52603-2011 "Аттракционы водные. Безопасность конструкции. Общие требования".

При эксплуатации любого развлекательного оборудования не должны возникать риски не предусмотренные разработчиком в эксплуатационной документации.
Соответственно, не имея необходимых эксплуатационных документов невозможно осуществление безопасной эксплуатации оборудования аквапарка, а также осуществление качественного и своевременного технического обслуживания и ремонта.

2. Отсутствует полный перечень необходимой внутриорганизационной документации согласно действующим требованиям в области организации безопасной эксплуатации оборудования аквапарка, в т.ч. в области охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и др.
Как правило в аквапарках имеются должностные инструкции, трудовые договора, инструкции по охране труда и техники безопасности, правила пользования оборудованием аквапарка, журналы ремонта. Редко встречаются схема расстановки инструкторов, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования аквапарка, в т.ч. водных горок и бассейнов, журналы ежедневного осмотра, журналы регистрации обращений посетителей в медицинский кабинет и др.
Однако, многие внутриорганизационные документы являются типовыми и простым языком "скачаны из интернета" и не переработаны с учетом существующих требований и специфики установленного оборудования.

Здесь можно много и долго писать и рассуждать о необходимом перечне документов, кому это действительно необходимо готов ответить на любые вопросы при написании в личку и позвольте мне перейти к рассказу "Истории одного аквапарка..."
Итак, типичный по размерам и набору оборудования российской аквапарк в одном из городов. Водные горки и бассейны приводнения расположены в помещении и на открытом воздухе. Количество водных горок в крытом помещении 8 единиц, это "Рафтинг", "Черная дыра", "Косички", "Мультислайд", "Водный тоннель" и открытый "Рафтинг" эксплуатируемый в летний период и 4 водных горки на открытом воздухе. Также имеются детский бассейн, волновой бассейн, плавательные бассейны в обоих зонах аквапарка.

Моя история о работе оборудования аквапарка в закрытом помещении.

Итак, в 2007 году в аквапарке произошел несчастный случай с летальным исходом. Подросток, пришел в аквапарк вместе со школьной группой. Катались, купались и в один прекрасный момент инструктор обнаружил на дне бассейна приводнения тело подростка. Реанимационные действия не позволили спасти его. В результате было возбуждено уголовное дело и назначена судебно-техническая экспертиза, в ходе которой были установлены причины этого случая.
Данную экспертизу проводил я как эксперт, поэтому деталей не будет, чтобы невозможно было идентифицировать объект.
Подросток осуществлял спуск с водной горки "Черная дыра" на надувном круге. При нахождении в бассейне приводнения подросток по непонятным причинам оказался в зоне расположения решеток подачи воды на водные горки. Инструктора не заметили этот момент и в результате руку подростка затащило в одну из решеток. Защитная решетка оказалась разрушенной и рука подростка с легкостью попала во внутреннее пространство. В результате попыток освободить руку подросток захлебнулся ибо решетка не давала вытащить руку обратно.

Все эти действия были незамечены инструкторами и посетителями аквапарка. В момент несчастного случая в аквапарке находилось более 200 посетителей и 10 инструкторов.

В ходе проведения экспертизы было установлено, что защитная решетка какое-то время назад была разрушена и техническим персоналом аквапарка был проведен ее ремонт путем точечной сварки защитной решетки к каркасу. В следствии некачественного ремонта и под воздействием агрессивной среды сварочные швы были разрушены и поэтому рука подростка под действием сил притяжения попала в канал подачи воды на одну из горок. В системе водоподготовки не были предусмотрены электроконтактные манометры аварийного отключения воды для подачи ее на горки. Записи о ремонте и журнал ежедневной проверки оборудования аквапарка, в т.ч. защитных решеток отсутствовал.

Судебные разбирательства длились более 3 лет и закончились мировым соглашением.

Далее аквапарк продолжил свою работу и его руководство обратилось к нам за помощью в построении системы организации безопасной эксплуатации.
Сразу скажу это оказалось небыстрым делом и на все про все ушло около 1 года.

Итак, при проведении нами мониторинга всей документации, технического состояния оборудования и работы всех служб было установлено, что:
- отсутствует эксплуатационная документация;
- отсутствует полный пакет внутриорганизационной документации;
- отсутствует контроль за работой персонала всех служб аквапарка;
- плохое техническое состояние оборудования аквапарка.

Соответственно, после этого начался процесс устранения выявленных недостатков.

Разработка эксплуатационной документации была заказана у специализированной организации с согласованием ее с изготовителем водных горок, восстановлены дубликаты документации на остальное оборудование аквапарка.

Параллельно велась работа с внутриорганизационной документацией:
- была переделана схема расстановки спасателей и увеличение их количества, а также должностные инструкции,
- разработаны новые правила поведения в аквапарке и пользования водными горками и бассейнами,
- разработаны инструкций по безопасной эксплуатации на каждую водную горку и бассейн, охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, действий инструкторов при нештатной ситуации, были разработаны инструкции на каждый пост инструктора согласно схемы их расстановки,
- завели новые журналы по ежедневной приемо-сдачи аттракциона, учета регистрации неисправностей, ежедневного, периодического и сезонного технического обслуживания и другие документы.

ПРИМЕР. При разработке правил пользования для бассейнов одно из наших предложений было включение пункта о запрете пить воду из бассейнов. Соответственно персонал аквапарка был в недоумении, что такие кажется для них мелочи нет нужды писать, ведь это очевидно. С таким подходом правила будут занимать большое пространство и посетители читать их вообще не будут. И в один из дней работы аквапарка произошел следующий инцидент: взрослый мужчина при купании в одном из бассейнов зашел в его середину и начал подкидывать своего ребенка под потолок и ловить у кромки воды. Замечания со стороны инструкторов им полностью игнорировались и был вызван директор аквапарка, который попросил мужчину перестать это делать. На это был получен ответ: "А где у вас в правилах сказано о том, что я не могу подкидывать своего ребенка в бассейне?".

Еще был случай, когда в правилах отсутствовало такое противопоказание для катания как беременность. Соответственно было 2 случая, когда беременная с большим сроком и соответственно большим животом рвалась кататься на водных горках. Причем никаких доводов слушать не хотели, а их мужья настоятельно требовали допустить их жен к катанию, вплоть до драки. В этих случаях просто возвращались деньги в полном объеме.

Параллельно велась работа со всем персоналом аквапарка: инструктажи, семинары, реальная проверка действий персонала при возникновении любой нештатной ситуации. Многих пришлось уволить, многие ушли сами, убедившись в том, что теперь нужно работать каждую смену и халява прошла.

Например, каждый инструктор знал, что к катанию на водных горках допускаются дети старше 7 лет. Инструкторам врали и дети и родители, скрывая реальный возраст ребенка. Каждый инструктор знал как проверить обман и задавал несколько вопросов: "А в каком классе учиться ребенок? или Как зовут его учительницу? или Какой предмет у ребенка самый любимый?" и если ребенок не отвечал хотя бы на один вопрос его вместе с родителями отправляли к администратору. Это вскоре стало выполняться автоматически и перестало занимать много времени.

Самое трудное было с устранением дефектов и недостатков. Их было очень много. Но и этот вопрос был решен.

Поверьте, общими усилиями была проделана огромная работа.

Самым главным результатом стало следующее. В самом начале работы, при мониторинге, в медицинском журнале записывались все жалобы посетителей. Мы их условно разделили на 2 группы: бытовые и эксплуатационные.

Бытовые травмы были связаны со скользким полом в душевых, коридорах и других помещениях, укусом насекомых, температурой, зубной болью и т.д.
Эксплуатационные были связаны с любыми травмами в бассейнах, водных горках.

Однако, в журнале не фиксировалось в каком конкретно месте была получена травма. Мы настояли на внесении этого пункта.
Так вот, в самом начале нашей работы, в этом журнале фиксировалось до 100 различных жалоб, и бытовых и эксплуатационных. Среднее количество посетителей в летний период у этого аквапарка было порядка 2000 человек в день. После построения системы организации безопасной эксплуатации в аквапарке в журнале было не более 10 ТОЛЬКО бытовых травм, очень часто были дни, когда не было ни одной жалобы.

Эксплуатационные травмы отсутствовали, т.к. при поступлении эксплуатационной жалобы медик аквапарка незамедлительно передавал сведения о характере травмы и месте ее получения руководству аквапарка. Соответственно, оперативно определялась причина этой травмы и если ее невозможно было быстро ее устранить, то это место или оборудование закрывалось для посетителей до устранения причины.

Так аквапарк проработал 2 года. По договоренности с руководством аквапарка о мониторинге работы всех служб аквапарка мы приезжали с внеплановым контролем.
Спустя какое-то время руководство аквапарка убедилось, что теперь они могут самостоятельно работать безопасно и приняли решение о прекращении сотрудничества с нами. Но не полностью, оставили за нами проведение ежегодного технического освидетельствования оборудования аквапарка.
Прошел год после нашего последнего визита. За это время сменилось руководство аквапарка и на должность директора пришел руководитель, при котором произошел в прошлом несчастный случай с летальным исходом, о котором я рассказывал в начале своего выступления.

Перед началом интенсивного сезона мы приехали с очередным техническим освидетельствованием. И были просто шокированы тем, что все что создавалось в течение года и успешно работало в течении 2 лет было полностью разрушено. Все документы потеряны. Вообще все! Персонал был предоставлен сам себе и никем не контролировался.

Всем настоятельно рекомендую пристально проверить работу вашего персонала с помощью видеонаблюдения.
Несколько примеров из практики! В прошлом году открыли новый крытый аквапарк и совершенно новым оборудованием. Удивительной красоты объект. Нас пригласили туда на экскурсию, которая в последствии перешла в совместный с руководством этого аквапарка мониторинг его состояния. Из 25 видеокамер высокого разрешения с углом поворота на 3600 оказалось работало всего 2 и то они смотрели в стену. Руководство было удивлено ибо ежедневно им докладывали о результатах работы персонала с помощью всех установленных камер в том числе и все якобы были исправны. Это снова говорит об отсутствии конечного контроля со стороны ответственных и должностных лиц. Кстати, в 2015 году там произошел несчастный случай с летальным исходом, ведется следствие.

Еще 2 истории о работе персонала.

1 история. Девушки инструктора из аквапарка моей истории мучились от жары в ночное время, в их комнатах не было кондиционеров. И они спасаясь от жары, после закрытия аквапарка, ходили спать на стартовые площадки водных горок. Высота размещения горок была около 18 метров и это позволяло легкому ветерку создавать прохладу для девушек. Механик аквапарка когда это увидел, решил над ними пошутить. На следующий день он пришел с утра пораньше и включил подачи воды на водные горки, где ночевали девушки. И долго потом веселился при каждом появлении сонной испуганной девушки в бассейне со спальными матрасами. Эта шутка могла привести к трагедии. Это нарушение охраны труда со стороны персонала аквапарка.

2 история. Инструктор аквапарка собирал несколько ковриков вместе для спуска на водной горке "Камикадзе" и съежал на этих ковриках стоя. В бассейне приводнения он умудрялся скользить по поверхности воды словно на доске для серфинга и доезжал до края бассейна, где ловко перепрыгивал на бортик бассейна. Готовый цирковой номер))) Однако и он мог привести к трагедии.


Таких нарушений очень много и соответственно все они должны быть внесены в инструкцию по охране труда.

Итак, продолжу историю. Медицинский журнал снова содержал огромное количество бытовых и эксплуатационных травм.

На все наши вопросы, что случилось мы получили удивительный ответ о том, что это все мы увидели в связи с подготовкой к началу интенсивного сезона и все вскоре будет устранено.

Мы провели техническое освидетельствование, выявили более 100 различных замечаний и дефектов. Все это отразили в акте и уехали. Самой главной рекомендацией с нашей стороны было усилить контроль за работой персонала, в связи с их халатным отношением к своей работе.

Прошло 4 месяца.

В один из вечеров раздался звонок от руководства аквапарк. Утонул 5-летний ребенок.

Мама с 2-мя детьми пришла в аквапарк вместе с подругами. За короткое время пребывания в аквапарке эта мама запомнилась практически всему персоналу, так как она постоянно теряла своих детей. В очередной раз не найдя своего ребенка, она обратилась к инструкторам за помощью и они вместе приступили к поискам ребенка. Спустя какое-то время его нашли на дне плавательного бассейна. Реанимационные действия уже были не нужны.

Подробностей этого случая не удалось узнать, т.к. все закончилось очень быстро и благополучно для аквапарка. Претензий к аквапарку мама не имела и на суде признала свою вину.

После этого руководство аквапарка сменилось, причем по настоянию городской администрации, которая настояла на смене руководства в противном случае эксплуатация аквапарка будет приостановлена на неопределенный срок.

Новое руководство аквапарка совместно с нами устранили все недостатки и замечания, сменился практически полностью персонал и в настоящее время успешно и главное безопасно осуществляет эксплуатацию оборудования своего аквапарка.

И в конце хотел бы сказать: Будьте всегда Профессионалами и пользуйтесь услугами Профессионалов! Безопасной эксплуатации всем вам!

Петренко Андрей Николаевич -
технический и судебный эксперт в области аттракционной техники, аквапарков, оборудования детских игровых площадок и другого развлекательного оборудования.

По любым вопросам Вы всегда можете набрать меня по номеру 89180185757Источник Статья добавлена
20.08.2015 00:49
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Анализ несчастных случаев в аквапарках в 2014 году или история одного аквапарка...

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир

    Vtorio.com - портал для профессионалов индустрии развлечений. Вся информация об игровом развлекательном оборудовании на одном сайте. Свежие новости индустрии развлечений, информация о выставках и мероприятия развлекательной индустрии, объявления о недвижимости под игровые площадки, полезные статьи для бизнеса в индустрии развлечений. Форум для обсуждения бизнеса в индустрии развлечений, технический форум по аттракционам, игровым аппаратам, развлекательному оборудованию, 4D/5D кинотеатры, стереоконтенту, стереоаттракционам. Безопасная эксплуатация аттракционов. Полный перечень б/у и нового развлекательного оборудования: развлекательное оборудование, детское игровое оборудование, детские игровые аппараты автоматы, игровые автоматы с выдачей билетов (редемпшен), детские развлекательные автоматы, видеосимуляторы, 3D ,4D, 5 D кинотеатры 3D 4D 5D, 6D аттракционы, симуляторы, танцевальные и музыкальные автоматы, призовые автоматы, тиры, пинболы, механические футболы, аэрохоккеи, детские качалки и карусели, игровые лабиринты, мягкие комнаты, детские игровые комнаты, воздушные пушки, боулинг,бильярд,спортивные и надувные батуты, надувные горки, водные аттракционы, автодром, скалодромы, лазерные и интерактивные тиры, призовые аппараты, парковые аттракционы, торговое оборудование, настольные игры, вендинговое оборудование, вендинговые автоматы, запчасти для игровых автоматов, запчасти для развлекательных автоматов, трансфорс и др.

    Vtorio.com © 2007−2023 Пользовательское соглашение