#1
Количество книг, которые хочется прочитать, обычно превышает количество книг, которые физически возможно прочитать. Чтобы эффективно работать с возрастающими объемами информации, нужна некая система. Не могу сказать, что моя система чтения окончательно оформилась и функционирует без сбоев. Но, тем не менее, кое-чем поделюсь – в виде обзора последних трех лет, периода, когда система более-менее устоялась.

Прежде всего, несколько лет назад пришлось определиться со стратегией чтения. То есть, ответить самому себе на вопрос, каково соотношение тактических и стратегических выгод от времени, потраченного на чтение того или иного источника. Сразу же стало очевидным, что все источники информации делятся на три частично перекрывающиеся группы:

1. То, что привык читать.
2. То, что хочется прочитать.
3. То, что нужно прочитать.


Из привычного чтения – деловая пресса, новости в интернете – практически всё было оставлено без изменений. Основные журналы/газеты покупаются и читаются, сайты просматриваются. Жаль, конечно, что из года в год качество информации снижается, но оказалось совсем небесполезным сознательно снабжать себя ограниченной дозой информационного мусора. Однако новости по ТВ не смотрю – это будет уже перебор. Привычное чтение достаточно полно обеспечивает набор тактических выгод, таких как общая информированность о текущем моменте и так далее.

То, что хочется прочитать – это уже для души. То есть, в эту категорию попадает и специальная, и художественная литература, и публицистика. К счастью для меня, категории «хочется» и «нужно» в моем случае значительно совпадают, поэтому задача расстановки приоритетов достаточно проста. Однако есть существенное различие в сформировавшемся в последние два года механизме чтения, о котором дальше.

То, что нужно прочитать – то есть вот прямо сегодня – относится в основном к сфере профессиональных интересов. Но объем такого «принудительного» чтения достаточно мал. Снижения объема удается добиться путем задания самому себе вопроса: «Что из уже известного можно использовать для решения той проблемы, ради которой предполагается тратить время на чтение нового источника?». Как правильно заметил в форуме сайта www.improvement.ru Виталий Мануковский, очередная точка зрения очередного профессора вряд ли окажется стратегически полезной. С другой стороны, «знание немногих принципов компенсирует незнание многих фактов». То есть, малообъемное, но качественное чтение гораздо продуктивнее, если иметь в виду персональную стратегию.
В каких объемах читать

Да в любых. Если источник прошел проверку на стратегическую значимость – его объем не имеет значения. Однако возможна ситуация, когда, как пишет Анжела Ткачук, «читать и наполняться соответствующими знаниями нужно не откладывая на потом». Однако и в этом случае расход времени можно снизить через правило «немногих принципов». Если мы говорим о необходимости немедленного практического применения знаний, то… давайте спросим у попугая. Я имею в виду, что бездну времени можно сэкономить, если обратиться к дружественному специалисту и попросить о краткой консультации по принципиальным моментам. Неужто, если мне позвонит или напишет кто-либо из знакомых и спросит, что почитать по управлению рисками проекта, а проблема стоит такая, я откажу в получасовом разговоре? Мне получаса не жалко, да и любой человек хотя бы для поглаживания себя, любимого, по шерстке, согласится помочь. Главное – это чтобы вопрошающий соотнес мифические затраты ложного чувства собственной важности («да я сам круче всех, чего это я буду спрашивать») с абсолютно реальными затратами времени своей жизни.

Я неоднократно обращался к абсолютно незнакомым специалистам, особенно преподавателям институтов, с вопросом о том, какие, к примеру, книги по их теме они считают полезными для таких-то целей и такого-то уровня читателя. Уверяю, что когда с таким вопросом обращается практик, проблемой становится не как получить у специалиста информацию, а как сделать это менее чем за час. Начинается диалог со всеми вытекающими последствиями – в перспективе часто полезными для обеих сторон.
Что читать, как искать

Как искать то, что читать – вот это действительно вопрос вопросов. На самом деле, и многие подтверждают эту точку зрения, источники приходят сами, когда имеется понимание цели. Книжный шопинг – совершенно замечательный метод и получить представление о наличии книг, и регулярно пополнять библиотеку. То, что три четверти книг никогда не будут качественно прочитаны, не имеет значения. Нужны книго-пинарики, которые иногда просто листаются и генерируют новые мысли, нужны фундаментальные труды, служащие справочниками по какой-то теме и так далее.
Как читать

А вот это уже важно. Стратегически значимые источники читаю только под конспект, причем два-три в параллель. Это уже часть системы, которая устоялась в последний год. Как раз то, что я называю качественным чтением.

Рецепт качественного чтения:

Ингредиенты:

1. Книга

2. Тетрадь с листами на кольцах

3. Клеящиеся закладки (продаются такие – пластиковые, многократно клеящиеся и не оставляющие следов)

4. Ручка

5. Красно-синий карандаш (двусторонний, лучше – толстый).


Процесс:

Читаем книгу где угодно и когда угодно, однако отмечаем закладкой «Чтение» прогресс. Конспектируем книгу в удобном для этого месте, прогресс отмечаем закладкой «Конспект».

В конспект я вношу:

1. Структуру книги, то есть главы, заголовки, подзаголовки со ссылкой на страницу оригинала, это удобно для быстрой навигации.

2. Основные принципы, которые изложены.

3. Термины и понятия. Выделяются красным карандашом.

4. Цитаты, которые не принципы, но будут интересны для последующего чтения конспекта. Очень полезно рисование схем – что из чего вытекает, что от чего зависит.

5. На отдельный лист – возникшие идеи.

6. На отдельный лист – вопросы к эксперту, с указанием номера страницы конспекта/источника, где возник вопрос. Если известны конкретные люди, которых предполагается слегка помучить – то разношу вопросы соответственно. О вопросах к эксперту нужно сказать особо. В процессе формирования системы чтения четко проявилась важность отслеживания полноты понимания текста. Я хочу сказать, что при качественном чтении в прочитанном тексте не должно оставаться неясностей – ни терминологических, ни концептуальных. Каждое пропущенное слово с неясным смыслом – боец диверсионной группы в вашем тылу. Если решено, что некий источник стратегически важен и к нему применяется качественное чтение – то делаться это должно качественно на все сто процентов.


Все листы конспекта нумеруются, я лично нумерую только нечетные, «внешние». Нумерация очень удобна для быстрого поиска контекста, в котором возник вопрос к эксперту.

Это только выглядит сложным, на самом деле всё очень просто и быстро, а главное – экономится время. По такой схеме очень легко работать с несколькими источниками одновременно – конспект хранит историю изучения книги, время на погружение в работу равно времени просмотра конспекта. В последующем конспект становится фантастическим тайм-экономайзером, когда нужно какую-либо тему освежить в памяти.

Может возникнуть вопрос: почему конспект бумажный, а не электронный? В принципе, можно было бы делать конспект с клавиатуры, вначале такие попытки у меня были. Однако ни сам процесс, ни результат не понравились. Так как скорость печати в разы превосходит скорость писания от руки, то появляется соблазн не сознательно работать с источником, а просто выписывать интересные места. Второй минус заключается в сложности использования «быстрой графики» – то есть, мгновенных зарисовок, связывания смысловыми линями элементов текста. Часто изучаемые источники предполагают необходимость каких-либо расчетов и в бумажном конспекте их можно делать «не отходя от кассы». Впоследствии они служат отличными «якорями» вспоминания.

Механизм качественного чтения позволяет получить ряд полезных побочных эффектов. Например, совершенно понятно, что изучение, точнее – понимание – источника не обходится без ошибок. То есть совершенно не факт, что точка зрения автора источника воспринята адекватно. Чем дальше мы вгрызаемся в тему, тем больше понимаем картину мира автора. Если ваша деятельность связана не только с извлечением, но и с передачей знаний, то повторная проработка конспекта позволяет смоделировать процесс того, как можно было бы наиболее эффективно полученные знания передать кому-либо другому. Если вспомнить рассмотренную выше ситуацию «давайте спросим у попугая», то ответ на вопрос «Что бы почитать о… ?» будет состоять из двух частей: «Почитай такую-то вещь, но имей в виду, что, на мой взгляд, когда автор говорит о том-то – то имеет в виду то-то, я сразу не понял, но после разобрался».

Рецепт быстрого тематического чтения:

Применяю тогда, когда нужно прочитать, например, подборку статей для решения определенной проблемы. Очень важно, чтобы была ясна цель этого чтения.

Ингредиенты:

0. Цель

1. Источник

2. Листы бумаги А4

3. Ручка

4. Красно-синий карандаш.

Процесс:

1. Записать задачу, которая решается посредством чтения данного источника.

2. Читать, выписывая те моменты, которые имеют отношение к задаче, а также возникающие мысли и вопросы.

3. Мысли отмечаются на полях знаком ! =>, вопросы – знаком ?=>.

4. Ключевые мысли выделяются красным карандашом, заслуживающие внимания – синим.

У меня результатом такого процесса является быстрый «въезд в тему», набор вопросов, имеющих отношение исключительно к решаемой задаче и комплект идей. На финише – листочки под степлер, а потом в папочку «Прочитано». Важным моментом является сознательный отказ от цепляния за сопутствующие, но не имеющие отношения к задаче интересности. То есть, текст просеивается через мелкое сито поставленной задачи.
Итого

Процесс чтения должен быть сознательным, эффективным, создающим на выходе объективно полезный продукт, в том числе и для повторного использования. Если на качественное чтение нет времени – значит, нужно что-то менять в своей жизни. Но здесь важно не переусердствовать. Как оценить стратегическую значимость перечитывания в восьмой раз «Евгения Онегина»? Тоже ведь затраты времени, и немалые… Тут, наверное, каждый решает для себя. Но если вдруг в какой-то момент вы почувствуете, что есть выбор между листанием томика Пушкина и погружением в качественное чтение очередного ну очень стратегически значимого фолианта, то выбирайте Пушкина. Поверьте, не пожалеете ни в тот же день, ни годы спустя.Источник Статья добавлена
30.01.2012 01:45

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир

    Vtorio.com - портал для профессионалов индустрии развлечений. Вся информация об игровом развлекательном оборудовании на одном сайте. Свежие новости индустрии развлечений, информация о выставках и мероприятия развлекательной индустрии, объявления о недвижимости под игровые площадки, полезные статьи для бизнеса в индустрии развлечений. Форум для обсуждения бизнеса в индустрии развлечений, технический форум по аттракционам, игровым аппаратам, развлекательному оборудованию, 4D/5D кинотеатры, стереоконтенту, стереоаттракционам. Безопасная эксплуатация аттракционов. Полный перечень б/у и нового развлекательного оборудования: развлекательное оборудование, детское игровое оборудование, детские игровые аппараты автоматы, игровые автоматы с выдачей билетов (редемпшен), детские развлекательные автоматы, видеосимуляторы, 3D ,4D, 5 D кинотеатры 3D 4D 5D, 6D аттракционы, симуляторы, танцевальные и музыкальные автоматы, призовые автоматы, тиры, пинболы, механические футболы, аэрохоккеи, детские качалки и карусели, игровые лабиринты, мягкие комнаты, детские игровые комнаты, воздушные пушки, боулинг,бильярд,спортивные и надувные батуты, надувные горки, водные аттракционы, автодром, скалодромы, лазерные и интерактивные тиры, призовые аппараты, парковые аттракционы, торговое оборудование, настольные игры, вендинговое оборудование, вендинговые автоматы, запчасти для игровых автоматов, запчасти для развлекательных автоматов, трансфорс и др.

    Vtorio.com © 2007−2024 Пользовательское соглашение