Российские парки в контексте социокультурной модернизации
#1
В настоящее время основным приоритетом политического и научного дискурса является идея модернизации российского общества, о необходимости которой говорилось в послании Федеральному собранию Президента России Д.А. Медведева. Речь шла прежде всего об экономической и политической модернизации, но в то же время, подчеркивалось, что «инновационная экономика может сформироваться только в определённом социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни». Иными словами, любые экономические и политические новации имеют перспективу лишь в определенной социальной среде, которая должна стать питательной почвой, позволяющей реализовать декларируемые амбициозные задачи.
В этой связи особую актуальность приобретает задача модернизации социокультурной сферы и социокультурных институтов, в рамках которых должны сформироваться духовные и нравственные предпосылки для новых форм деятельности, в первую очередь – стимулов хозяйственной и предпринимательской активности. В последние десятилетия во всем мире, в том числе и в России, заметно изменились представления о том, какова роль культуры в обществе, как устроена экономика культуры в современном мире, какие экономические механизмы и управленческие технологии обеспечивают необходимый приток ресурсов в сферу культуры. К культуре начинают относиться как к ресурсу новой экономики и действующему агенту развития, источнику нового мышления. Эксперты разрабатывают управленческие технологии и конкретные предложения о том, как культурное наследие и актуальная культура могут сформировать специфику места, изменить имидж территории, стать интересными и для местного сообщества, и для туристов. Широко обсуждается и обосновывается тезис о том, что именно культура аккумулирует позитивные эффекты в разных сферах, позволяет превратить слабые стороны в сильные, что кооперация организаций культуры с другими субъектами позволяет улучшать городскую среду, развивать туризм, привлекать инвестиции и, тем самым, инициировать создание новых рабочих мест, помогать решению социально-экономических проблем и способствовать разрешению конфликтных ситуаций.
По сути, речь идет о создании системы производства духовной продукции, находящей отзвук в сознании и душах миллионов людей, или о массовой культуре. Несмотря на неоднозначное отношение к массовой культуре в общественной сознании, следует подчеркнуть, что данный феномен не является чем-то искусственно созданным, а лишь отражает реальные экономические и социокультурные изменения, характерные для современного общества. Урбанизация, развитие принципиально новых средств массовой информации и коммуникации привели к кризису традиционной, народной культуры. Одновременно возросло психическое напряжение масс людей, связанное с изменением образа жизни и ростом интенсификации труда. В результате этого, потребность людей в рекреации (отдыхе) и релаксации (расслаблении) продолжает возрастать. По мнению ученых, в настоящее время наблюдается сдвиг ценностных ориентаций из сферы труда в сферу массового потребления, досуга и развлечений, которые, в свою очередь, превращаются в публичные, массовые, глобальные. Таким образом, развлечения выдвигаются на одно из центральных мест в современной культуре, и организации и институты, работающие в данной сфере, также должны измениться.
Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов. Как и другие социально-культурные институты, российские парки необходимо рассматривать в процессе исторической динамики. В организации и определении перспектив их дальнейшей работы не следует забывать об историческом опыте отечественного паркового хозяйства.
История становления отечественных развлекательных парков относится к началу XVIII в. Их предшественником можно считать народные гуляния, проводившиеся в Петербурге в районе впадения речки Екатерингофки в Финский залив. Здесь по указанию Петра Великого был устроено первое в России летнее клубно-концертное предприятие, где проводились традиционные общегородские гулянья. Именно здесь успешно прижился новый для России тип садовых городских увеселений, составивший существенную конкуренцию традиционным гуляньям на площадях.
В конце XVIII в. роль парков как мест развлечения и отдыха заметно возросла. Особую популярность приобрели «вокзалы», или «воксалы», которые впервые появились в Англии в середине XVIII столетия. Слово «воксал» происходит от английского местечка Vauxhall (по имени владельца Джейн Вокс) возле Лондона, где был разбит сад для вечерних гуляний и давались концерты, театральные представления и другие развлечения.
Во второй половине XIX в. численность развлекательных парков выросла и они превращаются в коммерческие предприятия.
В Петербурге популярным местом развлечения являлся Демидов сад, возникший на месте бывшего Нарышкинского сада, где в 1881 г. купцами Д.А. Поляковым и Г.А. Александровым был создан увеселительный центр «Аркадия». В саду играли оркестры, ставились не только костюмированные шествия, но и большие представления с использованием природного ландшафта. В ноябре 1882 г. открылся зимний сад с водопадом, фонтаном. На первом этаже располагался ресторан с бассейном, на втором этаже – эстрада. К 1900 г. в Петербурге насчитывалось уже около десятка увеселительных садов, что вызывало между ними жесткую конкуренцию и порождало стремление у их владельцев придать своему заведению «свое лицо», отличавшее его от садов конкурентов.
В Москве местами общественного отдыха являлись Сокольники, Марьина роща, Новинский бульвар, Девичье поле, Нескучный сад, Петровский парк за Тверской заставой. С 30-х гг. и до конца XIX в. в районе Божедомки действовал увеселительный сад с беседками, клумбами, театром, эстрадой, кофейнями и павильонами, который в 1850-е гг. получил название «Эрмитаж».
Развлекательные парки стали организовываться не только в Петербурге и Москве, но и в провинции. Появляются они и в Сибири. Томичи помнят золотопромышленника Ф.А. Горохова, устроившего в 1840-х гг. рядом со своим домом «волшебный сад», в котором были построены китайские беседки, гроты, прорыты каналы, по которым плавали фантастические гондолы. Здесь также имелась богатая иллюминация, играла музыка, на крытых террасах шли танцы. В саду с большой помпой отмечались праздники, на которые стекалось все население города. С 1828 г. существовал городской сад в Красноярске, созданный по распоряжению первого енисейского губернатора А.П. Степанова. «Путеводитель по всей Сибири и среднеазиатским владениям России» за 1895 год называл его лучшим не только в Сибири, но и Европейской России. В выходные и праздничные здесь играл духовой оркестр, устраивались народные гулянья, встречи по интересам. С 1906 г. в Новониколаевске действовал городской сад, носивший звучное название «Альгамбра». На его территории размещался закрытый летний театр, открытая сцена, ресторан, дом-читальня и аттракционы. Здесь выступали многие известные артисты русского драматического искусства, певцы, музыканты, театральные труппы и ансамбли. В саду постоянно играл духовой оркестр, устраивались празднования, народные гуляния, юбилеи и фейерверки.
После 1917 г. парки становятся частью государственной системы учреждений культуры. Главными отличительными чертами деятельности парков нового типа стали массовость посещений, общедоступность и комплексность обслуживания.
В отличие от дореволюционных частных парков, деятельность которых носила в основном развлекательный характер, основной идеей в деятельности парков культуры и отдыха было сочетание нескольких функций: отдыха, оздоровления и, самое главное, культурного и идеологического воспитания советского человека. В этом смысле деятельность советских парков в значительной мере обогатила и развила концепцию массового отдыха, так как отдых стал рассматриваться как система активных форм досуга и разнообразия культурных занятий.
Советские парки культуры и отдыха и, прежде всего ЦПКиО им. Горького в Москве, стал первым тематическим парком, и по времени появления, и по замыслу, хотя сейчас во всем мире автором идеи создания тематических парков считается Уолт Дисней. Говоря о ЦПКиО им. Горького часто приходится употреблять слова «первый» и «впервые»: первый зеленый театр; первый киногигант на 20 тыс. зрителей и зеленый кинолекторий; первый городок науки и техники и городки однодневного отдыха; детский городок с десятками творческих кружков при нем; первый стотысячный карнавал и десятки небывалых театрализованных праздников; первые школы современных бальных танцев и танцев на льду; первые клубы и объединения по интересам и т.д. Парки культуры были своеобразной «витриной» достижений социалистического строя, которые должны были убедить зарубежную общественность в том, что советская Россия выбрала правильный путь после октября 1917 г. Известный писатель-фантаст Герберт Уэллс, побывавший в ЦПКиО им. Горького в 1934 г, оставил в книге посетителей такую запись: «Когда я умру для капитализма и воскресну для социализма, я хотел бы, чтобы мое пробуждение состоялось именно в Парке культуры и отдыха…».
Среди основных установок советских парков была комплексность обслуживания, которая предполагала объединение в парковых мероприятиях самых различных направлений воспитательной работы и видов деятельности. Эта особенность делала парки своеобразными «комбинатами культуры», сочетающими массовую п научно-популярную, художественно-зрелищную и физкультурно-оздоровительную работу, рассчитанную на охват в течение круглого года десятков и сотен тысяч трудящихся». В годы первых пятилеток парки стали традиционным местом проведения физкультурных парадов и праздников, агитпробегов и эстафет, массовых кроссов и заплывов. Особую роль сыграли парки культуры и отдыха в развитии зимних видов спорта. В 1931 г. ЦПКиО в Москве стал первым в мире парком, в котором работали зимние аттракционы, где тысячи людей могли заниматься конькобежным и лыжным спортом, кататься с ледяных и снежных гор, на финских санях или просто гулять по красивым иллюминированным аллеям среди запорошенных снегом кустов и деревьев. На катках ЦПКиО им. Горького в Москве могли в течение дня побывать 15–20 тыс. человек. В 1937 г. Сокольники стали первым парком в СССР, где в зимнем оформлении были использованы ледяные и снеговые скульптуры на темы русских былин и сказок.
Помимо проведения сугубо парковых мероприятий парки являлись местом проведения массовых праздников. Еще до революции в них устраивались народные гуляния, приуроченные к знаменательным церковным или государственным датам, а в советское время проведение праздников в парках было поставлено на регулярную основу, тем более, что парки культуры и отдыха изначально проектировались в расчете на обслуживание многотысячного населения и располагали площадями и помещениями для массовых митингов и собраний, стадионами, площадками и многочисленными эстрадами для зрелищ. В середине 1930-х гг. получают распространение такие формы проведения праздника как карнавал и маскарад – костюмированный вечерний праздник. Несмотря идеологическую окраску, проведение карнавалов и маскарадов стало возрождением традиций, уходящих корнями в далекое прошлое.
Наряду с проведением массовых праздников, культурно-политической, оздоровительной и физкультурной работой, одним из важнейших направлений деятельности советских парков культуры и отдыха была организация развлечений населения. В 1930-е гг. к парковым развлечениям относились: шашки, шахматы, домино, настольные игры, бильярд, кегли, карусель, качели, «гигантские шаги», американские горы, вертикальное колесо, комнаты смеха и другие аттракционы, подвижные игры и танцы. Механические аттракционы стали появляться в парках лишь после войны. Настоящие заводские аттракционы стали выпускаться в 1950-х гг, когда начал действовать завод «Аттракцион» в Ейске. Самыми первыми аттракционами, появившимися в 1956 г, стали карусель «Воздушная», «Виражные самолеты», качели «Мертвая петля», а также «Колесо обозрения», которое стало первым образцом подобных аттракционов, серийно освоенных нашей промышленностью. Известные всем аттракционы «Скачущие лошадки» появились в 1965 г, автодром и детская железная дорога – в 1967, «Ромашка» – в 1968 г.
Серийный выпуск аттракционов открыл новый качественный этап в деятельности парков культуры и отдыха, сделав их предшественниками современных парков развлечений, где эксплуатация аттракционов является основным видом деятельности и источником дохода.
Являясь «детищем» советской эпохи, парки культуры и отдыха разделили с ней ее судьбу, впитав все преимущества и недостатки этой системы. Среди преимуществ парков можно назвать: отдых на природе без выезда за пределы города, его доступность для всех слоев населения; приобщение к культуре и спорту широкого круга людей; проведение массовых городских праздников; возможность отвлечься от повседневных проблем, покататься на аттракционах. К недостаткам относилась излишняя заидеологизированность многих мероприятий, выполнение планов в ущерб качеству мероприятий, слабая материально-техническая база, небольшое разнообразие услуг, предоставляемых парками. Несмотря на это, парки культуры и отдыха за свой «советский период» жизни являлись одним из любимейших мест отдыха советских людей, превратились в символ эпохи, о котором сегодня многие вспоминают с ностальгией.
1991 год стал переломным для истории России. В стране сменился не только политический строй, но и экономический уклад, что повлекло за собой глубокие перемены в социальной и культурной сферах жизни общества. В 1991 г. ПКиО из разряда культурных объектов были переведены в разряд имущества и переданы в полное хозяйственное владение местным муниципальным властям. Был ликвидирован отдел парков в Министерстве культуры, занимавшийся исключительно их проблемами. «Выпадение» парков из сферы государственных интересов привело к негативным последствиям: с одной стороны, территории парков стали застраиваться посторонними объектами, не имеющими отношения к ним, а с другой стороны, многие парки оказались заброшенными и превратились в объект вандализма. В связи с этим в 1990-х гг. количество парков культуры и отдыха стало постепенно сокращаться. Так, если в 1994 г. на территории России насчитывалось 625, то в 1995 – уже 603 парка, а в 1996 г. – 578. В справочнике «Учреждения культурно-досугового типа Российской Федерации» за 2004 г. содержатся данные только о 482 парках.
Поиски путей выхода из кризиса продолжались примерно до конца 1990-х гг. Многие парки по-прежнему оставались муниципальными объектами, пытаясь выжить на дотации из бюджета и с помощью хозрасчетной деятельности. Другие парки время от времени к каким-нибудь праздникам получали от городов «подачки» в виде нового оборудования. Наконец, в некоторые парки стали приходить частные инвесторы, которые на базе сохранившихся объектов (в основном, аттракционного хозяйства) пытались сделать их прибыльным предприятием.
Первые частные парки развлечений стали появляться в Москве и ряде других крупных городов, а также на курортах юга России. Поначалу это были просто площадки, на которых устанавливались аттракционы. Затем владельцы постепенно переходили к созданию полноценных парков с благоустроенной территорией и необходимой инфраструктурой. Однако по сей день вопрос о передаче земли под парками в частную собственность остается нерешенным, и новые парки создаются на арендованных у города площадках. Это является серьезным препятствием для инвестирования средств в развитие парков, поэтому основные средства вкладывались и продолжают вкладываться именно в оборудование (аттракционы).
Одним из главных преимуществ, которые современные парки «унаследовали» от своих предшественников, является их местонахождение в городах, в зоне досягаемости для большинства горожан (а не между населенными пунктами, как в Америке и Европе), а также то, что они продолжают оставаться массовыми и доступными местами отдыха (вход во многих парках по-прежнему остается свободным).
Если говорить о классификации парков развлечений, то здесь все зависит от того, какой критерий будет взят за основу. Так, например, если за взять основу классификации площадь территории и количество аттракционов, то можно выделить 5 групп парков, которые существуют сегодня в России:
1)аттракционы-«одиночки» (батуты и подобные им «околопляжные» развлечения). Этот тип парков является самым многочисленным сегментом рынка и особенно распространен в курортных городах юга России;
2) передвижной парк аттракционов. К его преимуществам относятся мобильность и отсутствие затрат на благоустройство территории. Недостатком же является зависимость от городской администрации, от которой он получает разрешение на свою деятельность, а также расходы по перевозу оборудования из города в город;
3) парк для малого города. Такие парки предназначены для того, чтобы заполнить вакуум развлечений в небольшом городе. Для его создания достаточно 1 га земли и 5–8 аттракционов. Недостатком такого парка является ограниченность его дальнейшего развития размерами города и количеством населения;
4) классический стационарный парк. Такие парки характерны для городов с населением в 200–500 тыс. чел. Для устройства парка достаточно 2–4 га земли и 15–25 аттракционов, но требуются затраты на создание инфраструктуры парка (инженерные сети, ландшафтные работы, строительство кафе и др.);
5) крупный парк. В настоящее время – это самая малочисленная категория парков в России. Для его создания необходима территория площадью от 10 га и больше с современной зоной аттракционов, искусственным озером, лесопарком и т.д. Необходимость осваивать большие пространства делает подобные проекты чересчур дорогими, поэтому таких парков в России очень мало и их строительство является делом будущего.
На 2005 г. общая емкость рынка парковых услуг, по экспертным оценкам составляла около 4, 5 млрд руб, которые распределялись по регионам очень неравномерно. Если в европейской части страны количество парков аттракционов достигло уровня, позволяющего удовлетворять спрос на данные услуги (лидером является Центральный ФО), то в большинстве регионов Сибири и Дальнего Востока рынок отдыха и развлечений еще далек от насыщения, и можно говорить о том, что здесь этот сегмент рынка еще только формируется.
Сегодня парки аттракционов занимают важное место в динамично развивающейся индустрии отдыха и развлечений. Несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны других объектов развлечений, парки занимают прочную позицию, так как их главными преимуществами являются активный отдых на открытом воздухе, возможность общения с природой без выезда за город, организация массового отдыха людей всех возрастов, большая пропускная способность, финансовая доступность и, конечно же, возможность развлечься на аттракционах, которые в таком количестве можно встретить только в парке.
В этой связи очень важно правильно определить современное состояние, а также тенденции и перспективы в развитии парков. Пока мы можем констатировать, что современные экономические преобразования не нашли должного отражения в хозяйственно-правовом механизме деятельности парков, а лишь обнажили и усилили главные проблемы (налогообложения, финансирования, социального предназначения, взаимоотношения с государственными и муниципальными органами).
Совершенствование финансовой политики парков требует соответствующей нормативно-правовой базы. Вопрос о статусе стал принципиальным, определяющим меру государственной поддержки. Крайне необходимо сохранить муниципальные источники финансирования расходов на текущее содержание парков: охрану, озеленение и благоустройство природных комплексов и объектов, оплату коммунальных услуг, проведение социальных программ для детей, молодежи и пожилых людей. По сути речь идет о формировании социально-культурного заказа администрациями города и районов, что позволит паркам использовать выделенные средства как на организацию праздников, так и на развитие материально-технической базы, а также упорядочить бухгалтерский и налоговый учет бюджетных средств.
Все парки, независимо от формы собственности, имеют общие проблемы и направления деятельности, определяемые современными тенденциями развития общества: экологизацией общественного сознания, демократизацией культурной политики, социальным расслоением общества, реформированием экономики и системы государственного управления.
Эти обстоятельства позволяют утверждать, что в современных условиях роль парков как традиционного демократического места массового отдыха будет возрастать. Для многих жителей города отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыха необходимо провести, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства, оснащение их современной аттракционной техникой, подключение всех инженерных сетей к коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления деятельности парков. С ростом конкуренции на рынке развлекательных услуг важнейшей является задача создания уникального отечественного продукта, который был бы конкурентоспособным не только внутри страны, но и за ее пределами, и более того, стал бы образцом для подражания для других реальных и потенциальных участников этого рынка, каким в 1930-е гг. был ЦПКиО им. Горького в Москве. То есть речь идет о разработке некой «парковой идеологии», которая была бы одинаково привлекательной и востребованной как на отечественном, так и на зарубежном рынке. Все это позволит не только сохранить богатые традиции отечественного паркостроения , но и адаптировать к задачам модернизации современного общества.
А.В. СТАРЦЕВ (г. Барнаул)Источник
Статья добавлена piv-ka 06.06.2011 09:07
В этой связи особую актуальность приобретает задача модернизации социокультурной сферы и социокультурных институтов, в рамках которых должны сформироваться духовные и нравственные предпосылки для новых форм деятельности, в первую очередь – стимулов хозяйственной и предпринимательской активности. В последние десятилетия во всем мире, в том числе и в России, заметно изменились представления о том, какова роль культуры в обществе, как устроена экономика культуры в современном мире, какие экономические механизмы и управленческие технологии обеспечивают необходимый приток ресурсов в сферу культуры. К культуре начинают относиться как к ресурсу новой экономики и действующему агенту развития, источнику нового мышления. Эксперты разрабатывают управленческие технологии и конкретные предложения о том, как культурное наследие и актуальная культура могут сформировать специфику места, изменить имидж территории, стать интересными и для местного сообщества, и для туристов. Широко обсуждается и обосновывается тезис о том, что именно культура аккумулирует позитивные эффекты в разных сферах, позволяет превратить слабые стороны в сильные, что кооперация организаций культуры с другими субъектами позволяет улучшать городскую среду, развивать туризм, привлекать инвестиции и, тем самым, инициировать создание новых рабочих мест, помогать решению социально-экономических проблем и способствовать разрешению конфликтных ситуаций.
По сути, речь идет о создании системы производства духовной продукции, находящей отзвук в сознании и душах миллионов людей, или о массовой культуре. Несмотря на неоднозначное отношение к массовой культуре в общественной сознании, следует подчеркнуть, что данный феномен не является чем-то искусственно созданным, а лишь отражает реальные экономические и социокультурные изменения, характерные для современного общества. Урбанизация, развитие принципиально новых средств массовой информации и коммуникации привели к кризису традиционной, народной культуры. Одновременно возросло психическое напряжение масс людей, связанное с изменением образа жизни и ростом интенсификации труда. В результате этого, потребность людей в рекреации (отдыхе) и релаксации (расслаблении) продолжает возрастать. По мнению ученых, в настоящее время наблюдается сдвиг ценностных ориентаций из сферы труда в сферу массового потребления, досуга и развлечений, которые, в свою очередь, превращаются в публичные, массовые, глобальные. Таким образом, развлечения выдвигаются на одно из центральных мест в современной культуре, и организации и институты, работающие в данной сфере, также должны измениться.
Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов. Как и другие социально-культурные институты, российские парки необходимо рассматривать в процессе исторической динамики. В организации и определении перспектив их дальнейшей работы не следует забывать об историческом опыте отечественного паркового хозяйства.
История становления отечественных развлекательных парков относится к началу XVIII в. Их предшественником можно считать народные гуляния, проводившиеся в Петербурге в районе впадения речки Екатерингофки в Финский залив. Здесь по указанию Петра Великого был устроено первое в России летнее клубно-концертное предприятие, где проводились традиционные общегородские гулянья. Именно здесь успешно прижился новый для России тип садовых городских увеселений, составивший существенную конкуренцию традиционным гуляньям на площадях.
В конце XVIII в. роль парков как мест развлечения и отдыха заметно возросла. Особую популярность приобрели «вокзалы», или «воксалы», которые впервые появились в Англии в середине XVIII столетия. Слово «воксал» происходит от английского местечка Vauxhall (по имени владельца Джейн Вокс) возле Лондона, где был разбит сад для вечерних гуляний и давались концерты, театральные представления и другие развлечения.
Во второй половине XIX в. численность развлекательных парков выросла и они превращаются в коммерческие предприятия.
В Петербурге популярным местом развлечения являлся Демидов сад, возникший на месте бывшего Нарышкинского сада, где в 1881 г. купцами Д.А. Поляковым и Г.А. Александровым был создан увеселительный центр «Аркадия». В саду играли оркестры, ставились не только костюмированные шествия, но и большие представления с использованием природного ландшафта. В ноябре 1882 г. открылся зимний сад с водопадом, фонтаном. На первом этаже располагался ресторан с бассейном, на втором этаже – эстрада. К 1900 г. в Петербурге насчитывалось уже около десятка увеселительных садов, что вызывало между ними жесткую конкуренцию и порождало стремление у их владельцев придать своему заведению «свое лицо», отличавшее его от садов конкурентов.
В Москве местами общественного отдыха являлись Сокольники, Марьина роща, Новинский бульвар, Девичье поле, Нескучный сад, Петровский парк за Тверской заставой. С 30-х гг. и до конца XIX в. в районе Божедомки действовал увеселительный сад с беседками, клумбами, театром, эстрадой, кофейнями и павильонами, который в 1850-е гг. получил название «Эрмитаж».
Развлекательные парки стали организовываться не только в Петербурге и Москве, но и в провинции. Появляются они и в Сибири. Томичи помнят золотопромышленника Ф.А. Горохова, устроившего в 1840-х гг. рядом со своим домом «волшебный сад», в котором были построены китайские беседки, гроты, прорыты каналы, по которым плавали фантастические гондолы. Здесь также имелась богатая иллюминация, играла музыка, на крытых террасах шли танцы. В саду с большой помпой отмечались праздники, на которые стекалось все население города. С 1828 г. существовал городской сад в Красноярске, созданный по распоряжению первого енисейского губернатора А.П. Степанова. «Путеводитель по всей Сибири и среднеазиатским владениям России» за 1895 год называл его лучшим не только в Сибири, но и Европейской России. В выходные и праздничные здесь играл духовой оркестр, устраивались народные гулянья, встречи по интересам. С 1906 г. в Новониколаевске действовал городской сад, носивший звучное название «Альгамбра». На его территории размещался закрытый летний театр, открытая сцена, ресторан, дом-читальня и аттракционы. Здесь выступали многие известные артисты русского драматического искусства, певцы, музыканты, театральные труппы и ансамбли. В саду постоянно играл духовой оркестр, устраивались празднования, народные гуляния, юбилеи и фейерверки.
После 1917 г. парки становятся частью государственной системы учреждений культуры. Главными отличительными чертами деятельности парков нового типа стали массовость посещений, общедоступность и комплексность обслуживания.
В отличие от дореволюционных частных парков, деятельность которых носила в основном развлекательный характер, основной идеей в деятельности парков культуры и отдыха было сочетание нескольких функций: отдыха, оздоровления и, самое главное, культурного и идеологического воспитания советского человека. В этом смысле деятельность советских парков в значительной мере обогатила и развила концепцию массового отдыха, так как отдых стал рассматриваться как система активных форм досуга и разнообразия культурных занятий.
Советские парки культуры и отдыха и, прежде всего ЦПКиО им. Горького в Москве, стал первым тематическим парком, и по времени появления, и по замыслу, хотя сейчас во всем мире автором идеи создания тематических парков считается Уолт Дисней. Говоря о ЦПКиО им. Горького часто приходится употреблять слова «первый» и «впервые»: первый зеленый театр; первый киногигант на 20 тыс. зрителей и зеленый кинолекторий; первый городок науки и техники и городки однодневного отдыха; детский городок с десятками творческих кружков при нем; первый стотысячный карнавал и десятки небывалых театрализованных праздников; первые школы современных бальных танцев и танцев на льду; первые клубы и объединения по интересам и т.д. Парки культуры были своеобразной «витриной» достижений социалистического строя, которые должны были убедить зарубежную общественность в том, что советская Россия выбрала правильный путь после октября 1917 г. Известный писатель-фантаст Герберт Уэллс, побывавший в ЦПКиО им. Горького в 1934 г, оставил в книге посетителей такую запись: «Когда я умру для капитализма и воскресну для социализма, я хотел бы, чтобы мое пробуждение состоялось именно в Парке культуры и отдыха…».
Среди основных установок советских парков была комплексность обслуживания, которая предполагала объединение в парковых мероприятиях самых различных направлений воспитательной работы и видов деятельности. Эта особенность делала парки своеобразными «комбинатами культуры», сочетающими массовую п научно-популярную, художественно-зрелищную и физкультурно-оздоровительную работу, рассчитанную на охват в течение круглого года десятков и сотен тысяч трудящихся». В годы первых пятилеток парки стали традиционным местом проведения физкультурных парадов и праздников, агитпробегов и эстафет, массовых кроссов и заплывов. Особую роль сыграли парки культуры и отдыха в развитии зимних видов спорта. В 1931 г. ЦПКиО в Москве стал первым в мире парком, в котором работали зимние аттракционы, где тысячи людей могли заниматься конькобежным и лыжным спортом, кататься с ледяных и снежных гор, на финских санях или просто гулять по красивым иллюминированным аллеям среди запорошенных снегом кустов и деревьев. На катках ЦПКиО им. Горького в Москве могли в течение дня побывать 15–20 тыс. человек. В 1937 г. Сокольники стали первым парком в СССР, где в зимнем оформлении были использованы ледяные и снеговые скульптуры на темы русских былин и сказок.
Помимо проведения сугубо парковых мероприятий парки являлись местом проведения массовых праздников. Еще до революции в них устраивались народные гуляния, приуроченные к знаменательным церковным или государственным датам, а в советское время проведение праздников в парках было поставлено на регулярную основу, тем более, что парки культуры и отдыха изначально проектировались в расчете на обслуживание многотысячного населения и располагали площадями и помещениями для массовых митингов и собраний, стадионами, площадками и многочисленными эстрадами для зрелищ. В середине 1930-х гг. получают распространение такие формы проведения праздника как карнавал и маскарад – костюмированный вечерний праздник. Несмотря идеологическую окраску, проведение карнавалов и маскарадов стало возрождением традиций, уходящих корнями в далекое прошлое.
Наряду с проведением массовых праздников, культурно-политической, оздоровительной и физкультурной работой, одним из важнейших направлений деятельности советских парков культуры и отдыха была организация развлечений населения. В 1930-е гг. к парковым развлечениям относились: шашки, шахматы, домино, настольные игры, бильярд, кегли, карусель, качели, «гигантские шаги», американские горы, вертикальное колесо, комнаты смеха и другие аттракционы, подвижные игры и танцы. Механические аттракционы стали появляться в парках лишь после войны. Настоящие заводские аттракционы стали выпускаться в 1950-х гг, когда начал действовать завод «Аттракцион» в Ейске. Самыми первыми аттракционами, появившимися в 1956 г, стали карусель «Воздушная», «Виражные самолеты», качели «Мертвая петля», а также «Колесо обозрения», которое стало первым образцом подобных аттракционов, серийно освоенных нашей промышленностью. Известные всем аттракционы «Скачущие лошадки» появились в 1965 г, автодром и детская железная дорога – в 1967, «Ромашка» – в 1968 г.
Серийный выпуск аттракционов открыл новый качественный этап в деятельности парков культуры и отдыха, сделав их предшественниками современных парков развлечений, где эксплуатация аттракционов является основным видом деятельности и источником дохода.
Являясь «детищем» советской эпохи, парки культуры и отдыха разделили с ней ее судьбу, впитав все преимущества и недостатки этой системы. Среди преимуществ парков можно назвать: отдых на природе без выезда за пределы города, его доступность для всех слоев населения; приобщение к культуре и спорту широкого круга людей; проведение массовых городских праздников; возможность отвлечься от повседневных проблем, покататься на аттракционах. К недостаткам относилась излишняя заидеологизированность многих мероприятий, выполнение планов в ущерб качеству мероприятий, слабая материально-техническая база, небольшое разнообразие услуг, предоставляемых парками. Несмотря на это, парки культуры и отдыха за свой «советский период» жизни являлись одним из любимейших мест отдыха советских людей, превратились в символ эпохи, о котором сегодня многие вспоминают с ностальгией.
1991 год стал переломным для истории России. В стране сменился не только политический строй, но и экономический уклад, что повлекло за собой глубокие перемены в социальной и культурной сферах жизни общества. В 1991 г. ПКиО из разряда культурных объектов были переведены в разряд имущества и переданы в полное хозяйственное владение местным муниципальным властям. Был ликвидирован отдел парков в Министерстве культуры, занимавшийся исключительно их проблемами. «Выпадение» парков из сферы государственных интересов привело к негативным последствиям: с одной стороны, территории парков стали застраиваться посторонними объектами, не имеющими отношения к ним, а с другой стороны, многие парки оказались заброшенными и превратились в объект вандализма. В связи с этим в 1990-х гг. количество парков культуры и отдыха стало постепенно сокращаться. Так, если в 1994 г. на территории России насчитывалось 625, то в 1995 – уже 603 парка, а в 1996 г. – 578. В справочнике «Учреждения культурно-досугового типа Российской Федерации» за 2004 г. содержатся данные только о 482 парках.
Поиски путей выхода из кризиса продолжались примерно до конца 1990-х гг. Многие парки по-прежнему оставались муниципальными объектами, пытаясь выжить на дотации из бюджета и с помощью хозрасчетной деятельности. Другие парки время от времени к каким-нибудь праздникам получали от городов «подачки» в виде нового оборудования. Наконец, в некоторые парки стали приходить частные инвесторы, которые на базе сохранившихся объектов (в основном, аттракционного хозяйства) пытались сделать их прибыльным предприятием.
Первые частные парки развлечений стали появляться в Москве и ряде других крупных городов, а также на курортах юга России. Поначалу это были просто площадки, на которых устанавливались аттракционы. Затем владельцы постепенно переходили к созданию полноценных парков с благоустроенной территорией и необходимой инфраструктурой. Однако по сей день вопрос о передаче земли под парками в частную собственность остается нерешенным, и новые парки создаются на арендованных у города площадках. Это является серьезным препятствием для инвестирования средств в развитие парков, поэтому основные средства вкладывались и продолжают вкладываться именно в оборудование (аттракционы).
Одним из главных преимуществ, которые современные парки «унаследовали» от своих предшественников, является их местонахождение в городах, в зоне досягаемости для большинства горожан (а не между населенными пунктами, как в Америке и Европе), а также то, что они продолжают оставаться массовыми и доступными местами отдыха (вход во многих парках по-прежнему остается свободным).
Если говорить о классификации парков развлечений, то здесь все зависит от того, какой критерий будет взят за основу. Так, например, если за взять основу классификации площадь территории и количество аттракционов, то можно выделить 5 групп парков, которые существуют сегодня в России:
1) аттракционы-«одиночки» (батуты и подобные им «околопляжные» развлечения). Этот тип парков является самым многочисленным сегментом рынка и особенно распространен в курортных городах юга России;
2) передвижной парк аттракционов. К его преимуществам относятся мобильность и отсутствие затрат на благоустройство территории. Недостатком же является зависимость от городской администрации, от которой он получает разрешение на свою деятельность, а также расходы по перевозу оборудования из города в город;
3) парк для малого города. Такие парки предназначены для того, чтобы заполнить вакуум развлечений в небольшом городе. Для его создания достаточно 1 га земли и 5–8 аттракционов. Недостатком такого парка является ограниченность его дальнейшего развития размерами города и количеством населения;
4) классический стационарный парк. Такие парки характерны для городов с населением в 200–500 тыс. чел. Для устройства парка достаточно 2–4 га земли и 15–25 аттракционов, но требуются затраты на создание инфраструктуры парка (инженерные сети, ландшафтные работы, строительство кафе и др.);
5) крупный парк. В настоящее время – это самая малочисленная категория парков в России. Для его создания необходима территория площадью от 10 га и больше с современной зоной аттракционов, искусственным озером, лесопарком и т.д. Необходимость осваивать большие пространства делает подобные проекты чересчур дорогими, поэтому таких парков в России очень мало и их строительство является делом будущего.
На 2005 г. общая емкость рынка парковых услуг, по экспертным оценкам составляла около 4, 5 млрд руб, которые распределялись по регионам очень неравномерно. Если в европейской части страны количество парков аттракционов достигло уровня, позволяющего удовлетворять спрос на данные услуги (лидером является Центральный ФО), то в большинстве регионов Сибири и Дальнего Востока рынок отдыха и развлечений еще далек от насыщения, и можно говорить о том, что здесь этот сегмент рынка еще только формируется.
Сегодня парки аттракционов занимают важное место в динамично развивающейся индустрии отдыха и развлечений. Несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны других объектов развлечений, парки занимают прочную позицию, так как их главными преимуществами являются активный отдых на открытом воздухе, возможность общения с природой без выезда за город, организация массового отдыха людей всех возрастов, большая пропускная способность, финансовая доступность и, конечно же, возможность развлечься на аттракционах, которые в таком количестве можно встретить только в парке.
В этой связи очень важно правильно определить современное состояние, а также тенденции и перспективы в развитии парков. Пока мы можем констатировать, что современные экономические преобразования не нашли должного отражения в хозяйственно-правовом механизме деятельности парков, а лишь обнажили и усилили главные проблемы (налогообложения, финансирования, социального предназначения, взаимоотношения с государственными и муниципальными органами).
Совершенствование финансовой политики парков требует соответствующей нормативно-правовой базы. Вопрос о статусе стал принципиальным, определяющим меру государственной поддержки. Крайне необходимо сохранить муниципальные источники финансирования расходов на текущее содержание парков: охрану, озеленение и благоустройство природных комплексов и объектов, оплату коммунальных услуг, проведение социальных программ для детей, молодежи и пожилых людей. По сути речь идет о формировании социально-культурного заказа администрациями города и районов, что позволит паркам использовать выделенные средства как на организацию праздников, так и на развитие материально-технической базы, а также упорядочить бухгалтерский и налоговый учет бюджетных средств.
Все парки, независимо от формы собственности, имеют общие проблемы и направления деятельности, определяемые современными тенденциями развития общества: экологизацией общественного сознания, демократизацией культурной политики, социальным расслоением общества, реформированием экономики и системы государственного управления.
Эти обстоятельства позволяют утверждать, что в современных условиях роль парков как традиционного демократического места массового отдыха будет возрастать. Для многих жителей города отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыха необходимо провести, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства, оснащение их современной аттракционной техникой, подключение всех инженерных сетей к коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления деятельности парков. С ростом конкуренции на рынке развлекательных услуг важнейшей является задача создания уникального отечественного продукта, который был бы конкурентоспособным не только внутри страны, но и за ее пределами, и более того, стал бы образцом для подражания для других реальных и потенциальных участников этого рынка, каким в 1930-е гг. был ЦПКиО им. Горького в Москве. То есть речь идет о разработке некой «парковой идеологии», которая была бы одинаково привлекательной и востребованной как на отечественном, так и на зарубежном рынке. Все это позволит не только сохранить богатые традиции отечественного паркостроения , но и адаптировать к задачам модернизации современного общества.
А.В. СТАРЦЕВ
(г. Барнаул)Источник Статья добавлена piv-ka
06.06.2011 09:07