12 июня в Москве после 17 лет забвения откроется главный планетарий страны
#1
Человек живёт — как трава растёт… Вектор духовного развития человечества всегда был направлен снизу вверх. Это тот самый «внутренний стержень», о котором так много говорят и который явственно ощущают лучшие из нас. Всё низменное, материальное (через чакру муладхара) тянет нас к земле, создавая иллюзию притяжения. Всё возвышенное, духовное (через чакру сахасрара) — заставляет нас смотреть на звёзды и летать во сне.
Лучшие из древних богов — создатели всего сущего, Вселенной, космоса — живут на небе. Худшие — отступники и отщепенцы — заняли нижние миры. Когда окончательно было доказано, что Земля не плоская, а шарообразная, выяснилось, что черти и прочая нечисть обитают в замкнутом пространстве, в жаре магмы, в пекле ада. Пространство над нами — рай — безгранично.
Что такое планетарий, если говорить резко? Всего лишь прибор, который можно купить, скажем, за 4490 рублей (модель называется «Глаз из космоса 3809»). С помощью этого прибора можно проецировать звёзды, например, на потолок, менять их положение в соответствии с датой и временем и т.д. Правда, не будет никакой подготовки к походу в лекторий, никто не расскажет громко, в микрофон о том, как полетел первый спутник… Но всё же это вариант. Ведь звёзды нужны людям. Иначе зачем некоторые наклеивают на потолок специальные обои, которые мерцают «светилами» в темноте? Точно ведь, что ненастоящие. А всё равно завораживают.
А звёздам счёта нет
Боги благословили человека на творчество — созданный по образу и подобию Творца и сам способен творить. В минуты вдохновения откуда-то сверху спускается их посланница муза. Всего муз, дочерей Зевса, было девять. Одна из них покровительствовала тем, кто изучает небесные сферы, — Урания, муза астрономии. Раньше наука и искусство являлись единым целым — лишь совсем недавно по историческим меркам люди развели их по разные стороны баррикад. Изначально наблюдение за звёздами и другими небесными объектами было уделом жрецов, учёных, философов. Первые изображения звёздного неба встречаются в египетских пирамидах. На сферу их научились наносить древние греки — Пифагор и Платон объявили нашу планету круглой, а Архимед изобрёл первый механический глобус, представлявший собой, по преданиям, металлический шар Земли, заключённый в стеклянную сферу неба.
Впрочем, всей небесной сферы мы с вами всё равно не видим, нашим взорам доступен лишь купол того земного полушария, в котором мы находимся. Поэтому вполне логично, что вскоре изображения звёзд стали появляться и на внутренних поверхностях храмовых сводов — одним из первых и самым известным из таких сооружений стал римский Пантеон (II век). Из ныне сохранившихся подобный купол с созвездиями можно увидеть в арабском замке Кусейр-Амра в Иордании (Х век).
История современных планетариев начинается в 1919 году. Сорокалетний Вальтер Бауэрсфельд, главный инженер корпорации Carl Zeiss, вдохновлённый знаменитым Готторпским глобусом, возглавил строительство уникальной оптической системы-проектора, которая смогла бы отобразить на куполе все видимые на небе звёзды и планеты. 21 октября 1923 года первый в мире современный аппарат-планетарий (Zeiss I, он же Das Wunder von Jena) был впервые продемонстрирован на публике, вызвав бурю восторга и вновь объединив науку и искусство. Уже через 10 месяцев специально построенный на крыше цейссовского завода в Йене гигантский купол стал принимать потоки зрителей, а спустя ещё год на территории Немецкого музея в Мюнхене было возведено первое в мире здание-планетарий, где и нашёл свой приют Zeiss I. Вторая половина 20-х годов положила начало победному шествию планетариев по всему миру — Берлин, Вена, Рим… Москва стала тринадцатой в этом списке — торжественное открытие первого в СССР планетария состоялось 5 ноября 1929 года.
Важный момент — изобретение оптико-механического планетария хронологически совпало с расцветом кинематографа и стало, по сути, его логическим продолжением. Надо сказать, что изначально Немецкий музей предполагал установить принципиально другую конструкцию планетария — по вращающейся жестяной сфере со встроенными лампочками-звёздочками должны были двигаться светящиеся диски-планеты, но задумка эта была столь нереалистичной, что так никогда и не была воплощена в жизнь. Изобретение Бауэрсфельда — мощный источник света плюс комбинация проекторов — было столь же гениальным и одновременно простым, как открытия Луи Дагера и братьев Люмьер. В мире родился ещё один вид искусства — к сожалению, далеко не «важнейший из видов», поскольку охватывал довольно узкую сферу человеческих интересов и не мог всерьёз конкурировать с кино в области развлекательной индустрии.
Сейчас, по прошествии почти века, планетарии могут составить серьёзную конкуренцию кинотеатрам. Дело в том, что сама архитектура купольного здания позволяет расширить поверхность киноэкрана за пределы видения человеческого глаза! История кинематографа — это история борьбы за внимание зрителя, история приближения отснятого вымысла к реальности, история погружения в искусственно созданный мир. Фильмы постепенно обрели звук, цвет, достигли непрерывности восприятия сменяющих друг друга картинок (24 кадра в секунду). Затем последовали технологии 3D, IMAX и, наконец, IMAX 3D — самая впечатляющая на сегодняшний день система, сочетающая широчайший экран с объёмным изображением. В кинозале зритель, по сути, видит светящийся прямоугольник, игру теней на нём, а сам фильм дорисовывает в воображении. Прямоугольный экран с ростом технологий становится всё шире, отвлекающая чёрная рамка вокруг него постепенно вытесняется за границы внимания, а в полнокупольной (fulldome) проекции и вовсе исчезает из поля зрения.
Несмотря на то что на Луне нет атмосферы и вода, даже очутившись там случайно, занесённая другими кометам, должна была бы быстро испариться под воздействием солнечных лучей, учёные уже давно предполагали, что вода на Луне должна быть.
Почему же до сих пор фильмы, снятые специально для планетариев, не вытеснили все остальные? Причины прозаические — несовершенство технологий и слишком высокие затраты на производство. В начале 70-х на широкую аймаксовскую плёнку с помощью объектива fish-eye были сняты первые фильмы в формате OMNIMAX, однако новинка не прижилась в силу вышеуказанных причин. Впрочем, в последние годы под новым именем IMAX Dome этот купольный стандарт начинает медленно, но верно возрождаться. Прорыв состоится совсем скоро и станет частью Великой Цифровой Революции. Дело в том, что ещё в 90-е годы компьютерная графика, пробравшись из киностудий в научные центры при планетариях, дала буйные ростки на новой почве. Постепенно стали создаваться короткие научно-популярные фильмы, целиком созданные на графических студиях специально для демонстрации под куполом, а рядом с громоздкими оптическими механизмами появились компактные новенькие проекторы. Началась эра цифровых планетариев, постепенно вытесняющих аналоговые.
Первые из этих коротких фильмов, или, как их обычно называют, полнокупольных программ, не очень впечатляют — низкое разрешение, из-за чего изображение на куполе выглядит размытым, слабые сценарии и озвучка. Но уже сейчас к созданию fulldome-видео привлекают профессиональных режиссёров, сценаристов и актёров, а главное — началась интеграция в компьютерную графику отснятых на камеру «живых» фрагментов. Как только разрешение современных цифровых камер вроде RED One достигнет хотя бы 32 мегапикселей, барьер будет преодолён и можно будет снимать полнометражные полнокупольные фильмы высокого качества, сократив бюджет на производство в несколько раз. Единственным конкурентом купольных кинотеатров-планетариев станет виртуальная реальность на своём следующем технологическом этапе, то есть компьютерные игры будущего, — но об этом как-нибудь в другой раз.
Вернёмся в Москву. К чести создателей возрождённого из небытия главного Московского планетария, в новом развлекательном комплексе будет работать как старая добрая оптическая система, так и цифровая полнокупольная.
Центральное место в Большом звёздном зале, которое раньше занимали цейссовский аппарат «Планетарий-13» и сменивший его в 1977 году «Планетарий-313», отныне принадлежит последней разработке Carl Zeiss — оптико-волоконному устройству Universarium М9 (любопытно, что его «счастливый» заводской номер — 613; ну любят нас немцы! ). Старые аппараты заняли своё достойное место в музее планетария. По соседству с шедевром немецкой оптики расположилась новейшая цифровая полнокупольная система GI Fidelity британской компании Global Immersion. Купол у здания на Садовом кольце — между прочим, шедевра конструктивизма — самый большой в Европе: 25 метров в диаметре, 1000 квадратных метров площади, 356 зрительных мест.
На нижнем ярусе планетарного комплекса откроются ещё два зала, оснащённые системой проекции GI, — Малый звёздный зал и 4D-кинотеатр. Кроме объёмного изображения, вас ждут качающиеся кресла, запахи и прочие способы погружения в виртуальность. Уровнем повыше — два музея. Классический музей музы Урании — настоящая кунсткамера чудесных объекто в для любителей физики и астрономии. Глобусы Земли, Луны, Венеры и Марса, коллекция астероидов, Морской уголок (секстант, барограф и прочие артефакты времён конкистадоров) и другие штуковины. Интерактивный музей «Лунариум» — праздник для любознательных школьников, познание мира через игру, «Волшебная палочка-гиперболоид» и «Ёж из феррожидкости». Через все ярусы планетария протянут 16-метровый трос с подвешенным к нему шаром весом в полцентнера — самый большой в России маятник Фуко, доказывающий, что «а всё-таки она вертится! ».
Снаружи комплекс планетария дополняют Парк неба и две обсерватории. Парк неба — это расширенная и дополненная астрономическая площадка, действовавшая ещё до закрытия. Солнечные часы и геоскоп, Стоунхендж и пирамида Хеопса в миниатюре, полярный зонт и лестница «Самрат Янтра» — между этими объектами можно ходить часами. В Большой обсерватории стоит настоящий цейссовский телескоп, в который может заглянуть любой желающий. В Малой обсерватории — ещё более мощная оптическая система для серьёзных научных исследований. Дополняют пространство планетария несколько кафе и конференц-зал. В скором будущем при планетарии откроются астрономические кружки для школьников и студентов, возродятся лекции «Трибуны учёных», начнутся съёмки собственных полнокупольных программ. Словом, в центре столицы откроется один из крупнейших в мире научно-популярных развлекательных комплексов, который научит детей и взрослых смотреть не только вниз, но и вверх, на звёзды. Похоже, муза Урания, вдохновлявшая создателей обновлённого планетария, поработала на славу.
Большой планетарий Москвы — открытие 12 июня 2011 годаИсточник
Статья добавлена piv-ka 11.06.2011 03:42
Лучшие из древних богов — создатели всего сущего, Вселенной, космоса — живут на небе. Худшие — отступники и отщепенцы — заняли нижние миры. Когда окончательно было доказано, что Земля не плоская, а шарообразная, выяснилось, что черти и прочая нечисть обитают в замкнутом пространстве, в жаре магмы, в пекле ада. Пространство над нами — рай — безгранично.
Что такое планетарий, если говорить резко? Всего лишь прибор, который можно купить, скажем, за 4490 рублей (модель называется «Глаз из космоса 3809»). С помощью этого прибора можно проецировать звёзды, например, на потолок, менять их положение в соответствии с датой и временем и т.д. Правда, не будет никакой подготовки к походу в лекторий, никто не расскажет громко, в микрофон о том, как полетел первый спутник… Но всё же это вариант. Ведь звёзды нужны людям. Иначе зачем некоторые наклеивают на потолок специальные обои, которые мерцают «светилами» в темноте? Точно ведь, что ненастоящие. А всё равно завораживают.
А звёздам счёта нет
Боги благословили человека на творчество — созданный по образу и подобию Творца и сам способен творить. В минуты вдохновения откуда-то сверху спускается их посланница муза. Всего муз, дочерей Зевса, было девять. Одна из них покровительствовала тем, кто изучает небесные сферы, — Урания, муза астрономии. Раньше наука и искусство являлись единым целым — лишь совсем недавно по историческим меркам люди развели их по разные стороны баррикад. Изначально наблюдение за звёздами и другими небесными объектами было уделом жрецов, учёных, философов. Первые изображения звёздного неба встречаются в египетских пирамидах. На сферу их научились наносить древние греки — Пифагор и Платон объявили нашу планету круглой, а Архимед изобрёл первый механический глобус, представлявший собой, по преданиям, металлический шар Земли, заключённый в стеклянную сферу неба.
Впрочем, всей небесной сферы мы с вами всё равно не видим, нашим взорам доступен лишь купол того земного полушария, в котором мы находимся. Поэтому вполне логично, что вскоре изображения звёзд стали появляться и на внутренних поверхностях храмовых сводов — одним из первых и самым известным из таких сооружений стал римский Пантеон (II век). Из ныне сохранившихся подобный купол с созвездиями можно увидеть в арабском замке Кусейр-Амра в Иордании (Х век).
История современных планетариев начинается в 1919 году. Сорокалетний Вальтер Бауэрсфельд, главный инженер корпорации Carl Zeiss, вдохновлённый знаменитым Готторпским глобусом, возглавил строительство уникальной оптической системы-проектора, которая смогла бы отобразить на куполе все видимые на небе звёзды и планеты. 21 октября 1923 года первый в мире современный аппарат-планетарий (Zeiss I, он же Das Wunder von Jena) был впервые продемонстрирован на публике, вызвав бурю восторга и вновь объединив науку и искусство. Уже через 10 месяцев специально построенный на крыше цейссовского завода в Йене гигантский купол стал принимать потоки зрителей, а спустя ещё год на территории Немецкого музея в Мюнхене было возведено первое в мире здание-планетарий, где и нашёл свой приют Zeiss I. Вторая половина 20-х годов положила начало победному шествию планетариев по всему миру — Берлин, Вена, Рим… Москва стала тринадцатой в этом списке — торжественное открытие первого в СССР планетария состоялось 5 ноября 1929 года.
Важный момент — изобретение оптико-механического планетария хронологически совпало с расцветом кинематографа и стало, по сути, его логическим продолжением. Надо сказать, что изначально Немецкий музей предполагал установить принципиально другую конструкцию планетария — по вращающейся жестяной сфере со встроенными лампочками-звёздочками должны были двигаться светящиеся диски-планеты, но задумка эта была столь нереалистичной, что так никогда и не была воплощена в жизнь. Изобретение Бауэрсфельда — мощный источник света плюс комбинация проекторов — было столь же гениальным и одновременно простым, как открытия Луи Дагера и братьев Люмьер. В мире родился ещё один вид искусства — к сожалению, далеко не «важнейший из видов», поскольку охватывал довольно узкую сферу человеческих интересов и не мог всерьёз конкурировать с кино в области развлекательной индустрии.
Сейчас, по прошествии почти века, планетарии могут составить серьёзную конкуренцию кинотеатрам. Дело в том, что сама архитектура купольного здания позволяет расширить поверхность киноэкрана за пределы видения человеческого глаза! История кинематографа — это история борьбы за внимание зрителя, история приближения отснятого вымысла к реальности, история погружения в искусственно созданный мир. Фильмы постепенно обрели звук, цвет, достигли непрерывности восприятия сменяющих друг друга картинок (24 кадра в секунду). Затем последовали технологии 3D, IMAX и, наконец, IMAX 3D — самая впечатляющая на сегодняшний день система, сочетающая широчайший экран с объёмным изображением. В кинозале зритель, по сути, видит светящийся прямоугольник, игру теней на нём, а сам фильм дорисовывает в воображении. Прямоугольный экран с ростом технологий становится всё шире, отвлекающая чёрная рамка вокруг него постепенно вытесняется за границы внимания, а в полнокупольной (fulldome) проекции и вовсе исчезает из поля зрения.
Несмотря на то что на Луне нет атмосферы и вода, даже очутившись там случайно, занесённая другими кометам, должна была бы быстро испариться под воздействием солнечных лучей, учёные уже давно предполагали, что вода на Луне должна быть.
Почему же до сих пор фильмы, снятые специально для планетариев, не вытеснили все остальные? Причины прозаические — несовершенство технологий и слишком высокие затраты на производство. В начале 70-х на широкую аймаксовскую плёнку с помощью объектива fish-eye были сняты первые фильмы в формате OMNIMAX, однако новинка не прижилась в силу вышеуказанных причин. Впрочем, в последние годы под новым именем IMAX Dome этот купольный стандарт начинает медленно, но верно возрождаться. Прорыв состоится совсем скоро и станет частью Великой Цифровой Революции. Дело в том, что ещё в 90-е годы компьютерная графика, пробравшись из киностудий в научные центры при планетариях, дала буйные ростки на новой почве. Постепенно стали создаваться короткие научно-популярные фильмы, целиком созданные на графических студиях специально для демонстрации под куполом, а рядом с громоздкими оптическими механизмами появились компактные новенькие проекторы. Началась эра цифровых планетариев, постепенно вытесняющих аналоговые.
Первые из этих коротких фильмов, или, как их обычно называют, полнокупольных программ, не очень впечатляют — низкое разрешение, из-за чего изображение на куполе выглядит размытым, слабые сценарии и озвучка. Но уже сейчас к созданию fulldome-видео привлекают профессиональных режиссёров, сценаристов и актёров, а главное — началась интеграция в компьютерную графику отснятых на камеру «живых» фрагментов. Как только разрешение современных цифровых камер вроде RED One достигнет хотя бы 32 мегапикселей, барьер будет преодолён и можно будет снимать полнометражные полнокупольные фильмы высокого качества, сократив бюджет на производство в несколько раз. Единственным конкурентом купольных кинотеатров-планетариев станет виртуальная реальность на своём следующем технологическом этапе, то есть компьютерные игры будущего, — но об этом как-нибудь в другой раз.
Вернёмся в Москву. К чести создателей возрождённого из небытия главного Московского планетария, в новом развлекательном комплексе будет работать как старая добрая оптическая система, так и цифровая полнокупольная.
Центральное место в Большом звёздном зале, которое раньше занимали цейссовский аппарат «Планетарий-13» и сменивший его в 1977 году «Планетарий-313», отныне принадлежит последней разработке Carl Zeiss — оптико-волоконному устройству Universarium М9 (любопытно, что его «счастливый» заводской номер — 613; ну любят нас немцы! ). Старые аппараты заняли своё достойное место в музее планетария. По соседству с шедевром немецкой оптики расположилась новейшая цифровая полнокупольная система GI Fidelity британской компании Global Immersion. Купол у здания на Садовом кольце — между прочим, шедевра конструктивизма — самый большой в Европе: 25 метров в диаметре, 1000 квадратных метров площади, 356 зрительных мест.
На нижнем ярусе планетарного комплекса откроются ещё два зала, оснащённые системой проекции GI, — Малый звёздный зал и 4D-кинотеатр. Кроме объёмного изображения, вас ждут качающиеся кресла, запахи и прочие способы погружения в виртуальность. Уровнем повыше — два музея. Классический музей музы Урании — настоящая кунсткамера чудесных объекто в для любителей физики и астрономии. Глобусы Земли, Луны, Венеры и Марса, коллекция астероидов, Морской уголок (секстант, барограф и прочие артефакты времён конкистадоров) и другие штуковины. Интерактивный музей «Лунариум» — праздник для любознательных школьников, познание мира через игру, «Волшебная палочка-гиперболоид» и «Ёж из феррожидкости». Через все ярусы планетария протянут 16-метровый трос с подвешенным к нему шаром весом в полцентнера — самый большой в России маятник Фуко, доказывающий, что «а всё-таки она вертится! ».
Снаружи комплекс планетария дополняют Парк неба и две обсерватории. Парк неба — это расширенная и дополненная астрономическая площадка, действовавшая ещё до закрытия. Солнечные часы и геоскоп, Стоунхендж и пирамида Хеопса в миниатюре, полярный зонт и лестница «Самрат Янтра» — между этими объектами можно ходить часами. В Большой обсерватории стоит настоящий цейссовский телескоп, в который может заглянуть любой желающий. В Малой обсерватории — ещё более мощная оптическая система для серьёзных научных исследований. Дополняют пространство планетария несколько кафе и конференц-зал. В скором будущем при планетарии откроются астрономические кружки для школьников и студентов, возродятся лекции «Трибуны учёных», начнутся съёмки собственных полнокупольных программ. Словом, в центре столицы откроется один из крупнейших в мире научно-популярных развлекательных комплексов, который научит детей и взрослых смотреть не только вниз, но и вверх, на звёзды. Похоже, муза Урания, вдохновлявшая создателей обновлённого планетария, поработала на славу.
Большой планетарий Москвы — открытие 12 июня 2011 годаИсточник Статья добавлена piv-ka
11.06.2011 03:42