Путешествие по самым крупным анимационным центрам планеты
Сейчас, в век глобализации, ни одна национальная анимационная школа не развивается изолированно. Наоборот, границы государств стираются, возникают транснациональные проекты, и уже трудно становится определить, какая из стран-участников может гордиться лучшими образцами в анимационном кино. Тем более важно для российской мультипликации вписаться в глобальный контекст и не остаться за бортом истории.
США и Канада
Лидером в мире мультипликации, как и в мире кино, по праву считаются США. Производство мультфильмов-блокбастеров сосредоточено в Голливуде, где находятся штаб-квартиры основных мейджоров: Pixar («ВАЛЛ-И», «История игрушек»), DreamWorks («Шрек», «Кунг-фу Панда») и Blue Sky («Ледниковый период», «Рио»).
У истоков американской анимации стояла маленькая студия Уолтера и Роя Диснеев, созданная в 1923 году. Оттуда вышли уже ставшие классическими фильмы «Фантазия», «Белоснежка и семь гномов», «Пиноккио», «Бемби». Сейчас The Walt Disney Company — одна из крупнейших голливудских корпораций, владелец 11 парков развлечений в разных концах мира, а также нескольких сетей телерадиовещания. Мультипликационные студии Голливуда не только создают мультфильмы, но и работают над трехмерной компьютерной графикой игровых картин. Невероятные спецэффекты, обеспечившие головокружительный зрительский успех фильмов «Аватар», «Властелин колец», «Матрица», были созданы с помощью специалистов и технологий американских анимационных студий.
Впечатляет история канадской мультипликации. Пожалуй, самый выдающийся новатор, работавший в Канаде, шотландец по происхождению, Норман МакЛарен («Дрозд», «Мерцающая пустота»), испробовавший множество стилей и техник, автор «метода бескамерной съемки». Там же создавала свои фильмы Кэролайн Лиф («Улица», «Превращение мистера Замзы»), изобретатель технологии «анимации песком» и знаменитой «живописи по стеклу», которой в совершенстве овладел наш ярославский лауреат «Оскара» Александр Петров. Кстати, его фильм «Старик и море» снимался именно в Канаде.
Современная же авторская анимация Канады считается одной из сильнейших в мире благодаря государственной поддержке и политике канадского национального киносовета (NFB).
Европа
Местом рождения анимации, как и всего кинематографа, по праву считается Франция. В 1892 году состоялся первый сеанс «световых пантомим» в оптическом театре французского изобретателя и художника Эмиля Рейно. Позже, в 1908 году, появился первый французский мультфильм на кинопленке «Фантасмагория» Эмиля Коля.
На родине мультипликации с большим вниманием относятся к развитию национальной культуры, там расположены лучшие киношколы мира. Например, анимационная школа La Poudriere при студии Folimage в Валансе готовит профессиональных аниматоров, а сама студия ежегодно проводит конкурсы проектов короткометражных фильмов. Такой конкурс в свое время выиграл Константин Бронзит и получил возможность сделать свой фильм ?На краю Земли?. Кроме того, во Франции и в некоторых других странах Европы действует система квот на прокат национального кино, что тоже способствует развитию анимационного искусства. Один из самых широко известных французских мультипликаторов — анимационный режиссер и автор комиксов Сильвен Шоме. Оба его полнометражных фильма — ?Трио из Бельвиля? и ?Иллюзионист? — были показаны в кинотеатрах всего мира, получили массу наград и номинации на ?Оскар?.
Другой культурный центр европейской анимации — Британия. История мультипликации этой страны значительно короче французской, но такая юность пошла английской авторской анимации на пользу. В то время как весь мир, включая режиссеров нашего ?Союзмультфильма?, был очарован фильмами Диснея и с азартом копировал его стилистику, британские аниматоры только делали первые шаги, экспериментировали, а не подражали. Англичане сохранили самобытность и свежесть восприятия, создали свой особый стиль с налетом британского юмора. Российским зрителям наверняка знакомы работы Ника Парка — серия пластилиновых мультфильмов про Уоллеса и Громита. Это британский анимационный режиссер четырежды получал премию ?Оскар? за мультфильмы ?В мире животных?, ?Неправильные штаны?, ?Стрижка ?под ноль?? и ?Проклятие кролика-оборотня?. Огромное влияние на анимацию оказали чешские художники середины ХХ века, среди которых Карл Земан, Иржи Трнка, Ян Шванкмайер. Юго-Восточная Азия
Долгое время страны Юго-Восточной Азии были своего рода фабрикой по производству мультфильмов и анимационных сериалов для всего остального мира. Так называемый препродакшн (сценарий, раскадровки, аниматики, эскизы) готовился в США или в Европе. А всю техническую работу для экономии средств заказывали в странах третьего мира — в Китае, Индии, на Филиппинах. Например, над сериалом ?Майк, Лу и Ог? для канала Cartoon Network работало сразу три студии. Продюсировала его американская компания Kinofi lm Studios, в России на студии ?Пилот? под руководством Михаила Алдашина делали всю творческую работу, а саму анимацию производили в Корее.
Собственной колоссальной историей анимации обладает Китай. Национальная китайская мультипликация всегда была тесно связана с традиционной культурой. Например, китайская акварельная анимация воспроизводит стиль живописи Гохуа. Герой мультфильма ?Переполох в небесных чертогах? царь обезьян Сунь Укун, который, возможно, знаком некоторым российским зрителям, перенесен в мультфильм из классического китайского романа ?Путешествие на Запад? 1590 года. Золотой век китайской анимации закончился с приходом к власти Коммунистической партии. В результате ?культурной революции? многие мультипликаторы были вынуждены покинуть страну, а оставшиеся вместо творчества занялись пропагандой. Но ситуация изменилась к лучшему с приходом рыночной экономики и Интернета.
В последние годы в Китае и в других перечисленных странах продолжается неудержимый рост национального производства анимации. Азиатские мультипликаторы, поднаторевшие в изготовлении чужих мультфильмов, теперь создают свои. Открываются новые школы, студии, центры развития анимации. Не исключено, что в ближайшем будущем новые мультфильмы стран Юго-Восточной Азии заработают большинство фестивальных наград, заполнят кинотеатры и телеэфиры по всему миру.
Япония — страна аниме
Особое место в мире мультипликации занимает Япония, родина уникального направления аниме, ставшего частью массовой экранной культуры. Вдохновение японские аниматоры черпают из комиксов манга, к которым японцы относятся очень серьезно, как к виду изобразительного и литературного искусства. Особая легко узнаваемая стилистика аниме, сочетающаяся с многообразием жанров и сюжетов, сделала японские анимационные фильмы не обыкновенно популярными в мире. Детские мультфильмы кодомо — это лишь малая часть культуры аниме. Основная масса анимации этого направления ориентирована на подростковую и юношескую аудиторию (как, кстати, и голливудская кинопродукция). Существует даже жанр рисованных эротических фильмов — хентай.
Пожалуй, самый знаменитый за пределами Японии режиссер аниме — выдающийся мастер Хаяо Миядзаки, автор полнометражных фильмов ?Унесенные призраками? и ?Ходячий замок?. Излюбленный сюжет его работ — волшебные приключения маленькой и отважной героини. Выходец из состоятельной семьи, по образованию экономист-политолог, Миядзаки с самого детства интересовался аниме и мангой, что и определило в конце концов его судьбу и привело на одну из японских анимационных студий. Мало кто знает, что практику Миядзакисан проходил на ?Мосфильме? и своими любимыми мультфильмами считает ?Снежную королеву? и ?Ежика в тумане?.
Поскольку японская анимационная индустрия работает на аудиторию всего мира, сюжеты и тематика фильмов разнообразны и часто заимствованы из других культур. Россия тут не исключение, примером такого культурного взаимодействия стал полнометражный фильм ?Первый отряд? режиссера Есихару Асино —фэнтези про советских пионеров-героев, сражающихся с фашистами в годы Второй мировой войны. Другой пример —японские кукольные мультфильмы про Чебурашку Макото Накакмура, в которых с невероятной точностью скопированы не только сами персонажи и декорации, но и атмосфера советского оригинала.Источник
Статья добавлена piv-ka 19.07.2011 02:00
Путешествие по самым крупным анимационным центрам планеты
Сейчас, в век глобализации, ни одна национальная анимационная школа не развивается изолированно. Наоборот, границы государств стираются, возникают транснациональные проекты, и уже трудно становится определить, какая из стран-участников может гордиться лучшими образцами в анимационном кино. Тем более важно для российской мультипликации вписаться в глобальный контекст и не остаться за бортом истории.
США и Канада
Лидером в мире мультипликации, как и в мире кино, по праву считаются США. Производство мультфильмов-блокбастеров сосредоточено в Голливуде, где находятся штаб-квартиры основных мейджоров: Pixar («ВАЛЛ-И», «История игрушек»), DreamWorks («Шрек», «Кунг-фу Панда») и Blue Sky («Ледниковый период», «Рио»).
У истоков американской анимации стояла маленькая студия Уолтера и Роя Диснеев, созданная в 1923 году. Оттуда вышли уже ставшие классическими фильмы «Фантазия», «Белоснежка и семь гномов», «Пиноккио», «Бемби». Сейчас The Walt Disney Company — одна из крупнейших голливудских корпораций, владелец 11 парков развлечений в разных концах мира, а также нескольких сетей телерадиовещания. Мультипликационные студии Голливуда не только создают мультфильмы, но и работают над трехмерной компьютерной графикой игровых картин. Невероятные спецэффекты, обеспечившие головокружительный зрительский успех фильмов «Аватар», «Властелин колец», «Матрица», были созданы с помощью специалистов и технологий американских анимационных студий.
Впечатляет история канадской мультипликации. Пожалуй, самый выдающийся новатор, работавший в Канаде, шотландец по происхождению, Норман МакЛарен («Дрозд», «Мерцающая пустота»), испробовавший множество стилей и техник, автор «метода бескамерной съемки». Там же создавала свои фильмы Кэролайн Лиф («Улица», «Превращение мистера Замзы»), изобретатель технологии «анимации песком» и знаменитой «живописи по стеклу», которой в совершенстве овладел наш ярославский лауреат «Оскара» Александр Петров. Кстати, его фильм «Старик и море» снимался именно в Канаде.
Современная же авторская анимация Канады считается одной из сильнейших в мире благодаря государственной поддержке и политике канадского национального киносовета (NFB).
Европа
Местом рождения анимации, как и всего кинематографа, по праву считается Франция. В 1892 году состоялся первый сеанс «световых пантомим» в оптическом театре французского изобретателя и художника Эмиля Рейно. Позже, в 1908 году, появился первый французский мультфильм на кинопленке «Фантасмагория» Эмиля Коля.
На родине мультипликации с большим вниманием относятся к развитию национальной культуры, там расположены лучшие киношколы мира. Например, анимационная школа La Poudriere при студии Folimage в Валансе готовит профессиональных аниматоров, а сама студия ежегодно проводит конкурсы проектов короткометражных фильмов. Такой конкурс в свое время выиграл Константин Бронзит и получил возможность сделать свой фильм ?На краю Земли?. Кроме того, во Франции и в некоторых других странах Европы действует система квот на прокат национального кино, что тоже способствует развитию анимационного искусства. Один из самых широко известных французских мультипликаторов — анимационный режиссер и автор комиксов Сильвен Шоме. Оба его полнометражных фильма — ?Трио из Бельвиля? и ?Иллюзионист? — были показаны в кинотеатрах всего мира, получили массу наград и номинации на ?Оскар?.
Другой культурный центр европейской анимации — Британия. История мультипликации этой страны значительно короче французской, но такая юность пошла английской авторской анимации на пользу. В то время как весь мир, включая режиссеров нашего ?Союзмультфильма?, был очарован фильмами Диснея и с азартом копировал его стилистику, британские аниматоры только делали первые шаги, экспериментировали, а не подражали. Англичане сохранили самобытность и свежесть восприятия, создали свой особый стиль с налетом британского юмора. Российским зрителям наверняка знакомы работы Ника Парка — серия пластилиновых мультфильмов про Уоллеса и Громита. Это британский анимационный режиссер четырежды получал премию ?Оскар? за мультфильмы ?В мире животных?, ?Неправильные штаны?, ?Стрижка ?под ноль?? и ?Проклятие кролика-оборотня?. Огромное влияние на анимацию оказали чешские художники середины ХХ века, среди которых Карл Земан, Иржи Трнка, Ян Шванкмайер.
Юго-Восточная Азия
Долгое время страны Юго-Восточной Азии были своего рода фабрикой по производству мультфильмов и анимационных сериалов для всего остального мира. Так называемый препродакшн (сценарий, раскадровки, аниматики, эскизы) готовился в США или в Европе. А всю техническую работу для экономии средств заказывали в странах третьего мира — в Китае, Индии, на Филиппинах. Например, над сериалом ?Майк, Лу и Ог? для канала Cartoon Network работало сразу три студии. Продюсировала его американская компания Kinofi lm Studios, в России на студии ?Пилот? под руководством Михаила Алдашина делали всю творческую работу, а саму анимацию производили в Корее.
Собственной колоссальной историей анимации обладает Китай. Национальная китайская мультипликация всегда была тесно связана с традиционной культурой. Например, китайская акварельная анимация воспроизводит стиль живописи Гохуа. Герой мультфильма ?Переполох в небесных чертогах? царь обезьян Сунь Укун, который, возможно, знаком некоторым российским зрителям, перенесен в мультфильм из классического китайского романа ?Путешествие на Запад? 1590 года. Золотой век китайской анимации закончился с приходом к власти Коммунистической партии. В результате ?культурной революции? многие мультипликаторы были вынуждены покинуть страну, а оставшиеся вместо творчества занялись пропагандой. Но ситуация изменилась к лучшему с приходом рыночной экономики и Интернета.
В последние годы в Китае и в других перечисленных странах продолжается неудержимый рост национального производства анимации. Азиатские мультипликаторы, поднаторевшие в изготовлении чужих мультфильмов, теперь создают свои. Открываются новые школы, студии, центры развития анимации. Не исключено, что в ближайшем будущем новые мультфильмы стран Юго-Восточной Азии заработают большинство фестивальных наград, заполнят кинотеатры и телеэфиры по всему миру.
Япония — страна аниме
Особое место в мире мультипликации занимает Япония, родина уникального направления аниме, ставшего частью массовой экранной культуры. Вдохновение японские аниматоры черпают из комиксов манга, к которым японцы относятся очень серьезно, как к виду изобразительного и литературного искусства. Особая легко узнаваемая стилистика аниме, сочетающаяся с многообразием жанров и сюжетов, сделала японские анимационные фильмы не обыкновенно популярными в мире. Детские мультфильмы кодомо — это лишь малая часть культуры аниме. Основная масса анимации этого направления ориентирована на подростковую и юношескую аудиторию (как, кстати, и голливудская кинопродукция). Существует даже жанр рисованных эротических фильмов — хентай.
Пожалуй, самый знаменитый за пределами Японии режиссер аниме — выдающийся мастер Хаяо Миядзаки, автор полнометражных фильмов ?Унесенные призраками? и ?Ходячий замок?. Излюбленный сюжет его работ — волшебные приключения маленькой и отважной героини. Выходец из состоятельной семьи, по образованию экономист-политолог, Миядзаки с самого детства интересовался аниме и мангой, что и определило в конце концов его судьбу и привело на одну из японских анимационных студий. Мало кто знает, что практику Миядзакисан проходил на ?Мосфильме? и своими любимыми мультфильмами считает ?Снежную королеву? и ?Ежика в тумане?.
Поскольку японская анимационная индустрия работает на аудиторию всего мира, сюжеты и тематика фильмов разнообразны и часто заимствованы из других культур. Россия тут не исключение, примером такого культурного взаимодействия стал полнометражный фильм ?Первый отряд? режиссера Есихару Асино —фэнтези про советских пионеров-героев, сражающихся с фашистами в годы Второй мировой войны. Другой пример —японские кукольные мультфильмы про Чебурашку Макото Накакмура, в которых с невероятной точностью скопированы не только сами персонажи и декорации, но и атмосфера советского оригинала.Источник Статья добавлена piv-ka
19.07.2011 02:00