Москва – Парк Горького, памятник здоровому образу жизни пролетариата сталинских времен, развалившийся во времена грубой постсоветской коммерциализации, пьяного веселья и разрухи, всего за несколько месяцев был превращен в идиллическую постмодернистскую модель России.
Открытый в 1928 году и названный в честь Максима Горького, писателя, который после моральных страданий, вернулся из Италии для служения сталинскому режиму, парк — самый свежий московский оазис для среднего класса — хипстеров и следящих за модой интеллектуалов, которые опасаются, что возвращение премьер-министра Владимира Путина на пост президента приведет к повторению эпохи советского застоя.
В то время как другие проекты по большей части исходили от частного сектора, идея преобразования пространства, больше известного иностранцам по шпионскому роману Мартина Крус Смита (Martin Cruz Smith), исходила от официальных лиц.
В этом году Москва потратила 32 миллиона долларов на переделку Парка Горького и других городских парков. В марте у 120 гектаров Парка Горького появился новый директор — им стал Сергей Капков, раннее работавший с миллиардером Романом Абрамовичем в нефтяной компании «Сибнефть», а позже вошедший в состав партии Путина — в «Единую Россию».
Он оперативно отменил плату за вход и очистил парк от устаревших, ржавых аттракционов и палаток с некачественным фаст-фудом. К лету он установил бесплатный Wi-Fi по всему парку, лежаки, спорные современные арт-инсталляции и киоски с едой, продающие ретро-мороженое, свежие фрукт и грузинские хачапури – почти политическое заявление, учитывая короткую войну между Россией и Грузией в августе 2008 года и продолжающиеся противоречия между странами.
Скульптуры советского времени, например, «Девушка с веслом» (парк находится на берегу Москвы-реки), были скопированы или отреставрированы, а старые традиции общей уличной гимнастики были переработаны в занятия по аэробике, йоге и латиноамериканским танцам, которые ведут ведущие инструкторы.
Результатом стала смесь сталинской эстетикой, из которой изъята идеология, и минималистического экодизайна, подготовленного для поколения iPad.
Осенью проходят книжные и дизайнерские ярмарки, а также ярмарки органической еды, вязанной детской одежды. Здесь творческие родители, которые естественно бы смотрелись в Нью-Йорке или Берлине, везут своих детей среди катающихся роллеров и велосипедистов.
В прекрасный денек в разгар бабьего лет, который вывел на улицу толпы людей, москвичи играли в петанк, будто они находятся в Сан-Тропе. На эту зиму запланировано открытие крупнейшего в Европе катка.
Стиль Парка Горько меняется при участии Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», негосударственной организации, финансируемой олигархом Александром Мамутом, который проявляет интерес к современной культуре.
Передел подчеркивает растущее ощущение, что россиянам нужны утонченные публичные простнаства, не в последнюю очередь для того, чтобы сбалансировать зачастую мрачную атмосферу, которую одновременно ругают и с помощью которой получают доход.
«Это удивительное окно возможностей для изменения городской ситуации в Москве к лучшему», — считает Илья Осколков-Ценципер, президент «Срелки». «Политики осознали, что вопросы городского планирования стали самыми важными политическими вопросами. Так было не всегда. Теперь видно, что люди вряд ли пойдут на баррикады из-за нарушения прав человека, но полезут из-за автомобильных пробок, если ситуация продолжит ухудшаться».
После успешного возрождения Парка Горького, Капкова назначили главным по переустройству всех городских парков Москвы. В сентябре его назначили главой департамента культуры при правительстве Москвы. Московское руководство подверглось сильным изменениям после назначения мэром Сергея Собянина, бывшего руководителя администрации президента Дмитрия Медведева, который сменил на этом посту Юрия Лужкова.
«Мы хотим сделать спокойный европейский парк», — сообщил Капков русскому изданию журнала Forbes. «Люди быстро отреагировали на новое, упорядоченное и чистое».
Осколков-Ценципер заявил, что существует план по превращению Парка Горького и трех соседних парков в один супер-парк, близкий по своей природе Центральному парку в Нью-Йорке, который бы изменил городской пейзаж в центре Москвы.
Тем временем, Центр современной культуры «Гараж», арт-центр открытый в 2008 году Дарьей Жуковой, партнершей Абрамовича, который привозит в Москву лондонскую и нью-йоркскую арт-сцену, находится в процессе переезда в сельскохозяйственный павильон 20-хх годов в Парке Горького из нынешнего помещения, автобусного депо, который является памятником российской архитектуры начала 20 века.
До своей работы над парком, «Стрелка» занималась переделкой другого пространства в хипстерский и интеллектуальный оазис, который возник вокруг бывшего здания шоколадной фабрики «Красный октябрь», находящейся на острове через реку от Кремля. Теперь там ресторан и центр искусства, дизайна и медиа.
«Красный октябрь» является домом для ресурса OpenSpace, интеллектуального веб-сайта, который с момента объявления о том, что Путин сменит Медведева на посту президента, публикует эссе о возвращении к «внутренней эмиграции», феномене 70-хх годов, когда советские интеллектуалы перенесли академические прокуренные дискуссии на свои кухни с тем, чтобы сбежать от реалий режима. Сегодня, полуночные дебаты в Facebook и кафе являются заменой тех самых кухонь.
ArtPlay — еще один пример новой реальности Москвы. Это череда арт-галерей, антикварных магазинов и дизайнерских шоу-румов, расположенный в бывшем фабричном районе. Четвертое Московское биеннале современного искусства, которое проводится при поддержке государственных фондов и корпоративных спонсоров, было проведено там и в ЦУМе, роскошном универсальном магазине.
В нынешней атмосфере страха, которая окружает неминуемое возвращение Путина на пост президента, современное искусство выполняет роль убежища, как оно делало это и в советские времена. Другие считают, что это лишь другая маска Кремля, используемая для того, чтобы изобразить стремление к модернизации.
На симпозиуме, прошедшем на ArtPlay, активист искусства и интерактивных медиа Андрей Великанов, художник и философ, выделил новую дилемму российских художников-активистов. По его словам, Кремль перенял их тактику. Он привел в пример известный эпизод путинского погружения с аквалангом, в результате которого, Путин «нашел» две амфоры шестого века. В октябре его пресс-секретарь признал, что все было подстроено, так как амфоры были размещены так, чтобы Путин смог их найти пока телекамеры его снимали.
«Стыдно ли художникам пользоваться такими методами теперь?» — спросил Великанов, выделив то, что он назвал ловушками постмодернистского авторитаризма.
Но любители нового Парка Горького восприняли обновление парка как оптимистичный взгляд в будущее.
«Сергей Капков, сделавший это, теперь является главным человеком в московской политике», — заявил Сергей Никитин, профессор урбанистики, который организовал танцевальные вечеринке в Парке Горького, а также является организатором «Велоночей», ежегодного архитектурного ночного тура по архитектурным достопримечательностям столицы, который привлекает тысячи людей.
«Он совершил невероятное», — добавил он. «Он добавил стиль и вкус политике. Он полностью изменил парк, лишь убрав то, что было там в излишестве».
32-летняя журналист Ксения Лученко, только закончившая работу над документальным фильмом о советских интеллектуалов 70-ых годов, которые нашли убежище в религии, назвала переделку парка, куда она ходит с двумя сыновьями, «чудом».
«Как будто кто-то взял ластик и стер конец 90-хх и 2000-ые года, и перенес нас в Парк Горького периода молодости моей мамы», — говорит она.
Открытый в 1928 году и названный в честь Максима Горького, писателя, который после моральных страданий, вернулся из Италии для служения сталинскому режиму, парк — самый свежий московский оазис для среднего класса — хипстеров и следящих за модой интеллектуалов, которые опасаются, что возвращение премьер-министра Владимира Путина на пост президента приведет к повторению эпохи советского застоя.
В то время как другие проекты по большей части исходили от частного сектора, идея преобразования пространства, больше известного иностранцам по шпионскому роману Мартина Крус Смита (Martin Cruz Smith), исходила от официальных лиц.
В этом году Москва потратила 32 миллиона долларов на переделку Парка Горького и других городских парков. В марте у 120 гектаров Парка Горького появился новый директор — им стал Сергей Капков, раннее работавший с миллиардером Романом Абрамовичем в нефтяной компании «Сибнефть», а позже вошедший в состав партии Путина — в «Единую Россию».
Он оперативно отменил плату за вход и очистил парк от устаревших, ржавых аттракционов и палаток с некачественным фаст-фудом. К лету он установил бесплатный Wi-Fi по всему парку, лежаки, спорные современные арт-инсталляции и киоски с едой, продающие ретро-мороженое, свежие фрукт и грузинские хачапури – почти политическое заявление, учитывая короткую войну между Россией и Грузией в августе 2008 года и продолжающиеся противоречия между странами.
Скульптуры советского времени, например, «Девушка с веслом» (парк находится на берегу Москвы-реки), были скопированы или отреставрированы, а старые традиции общей уличной гимнастики были переработаны в занятия по аэробике, йоге и латиноамериканским танцам, которые ведут ведущие инструкторы.
Результатом стала смесь сталинской эстетикой, из которой изъята идеология, и минималистического экодизайна, подготовленного для поколения iPad.
Осенью проходят книжные и дизайнерские ярмарки, а также ярмарки органической еды, вязанной детской одежды. Здесь творческие родители, которые естественно бы смотрелись в Нью-Йорке или Берлине, везут своих детей среди катающихся роллеров и велосипедистов.
В прекрасный денек в разгар бабьего лет, который вывел на улицу толпы людей, москвичи играли в петанк, будто они находятся в Сан-Тропе. На эту зиму запланировано открытие крупнейшего в Европе катка.
Стиль Парка Горько меняется при участии Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», негосударственной организации, финансируемой олигархом Александром Мамутом, который проявляет интерес к современной культуре.
Передел подчеркивает растущее ощущение, что россиянам нужны утонченные публичные простнаства, не в последнюю очередь для того, чтобы сбалансировать зачастую мрачную атмосферу, которую одновременно ругают и с помощью которой получают доход.
«Это удивительное окно возможностей для изменения городской ситуации в Москве к лучшему», — считает Илья Осколков-Ценципер, президент «Срелки». «Политики осознали, что вопросы городского планирования стали самыми важными политическими вопросами. Так было не всегда. Теперь видно, что люди вряд ли пойдут на баррикады из-за нарушения прав человека, но полезут из-за автомобильных пробок, если ситуация продолжит ухудшаться».
После успешного возрождения Парка Горького, Капкова назначили главным по переустройству всех городских парков Москвы. В сентябре его назначили главой департамента культуры при правительстве Москвы. Московское руководство подверглось сильным изменениям после назначения мэром Сергея Собянина, бывшего руководителя администрации президента Дмитрия Медведева, который сменил на этом посту Юрия Лужкова.
«Мы хотим сделать спокойный европейский парк», — сообщил Капков русскому изданию журнала Forbes. «Люди быстро отреагировали на новое, упорядоченное и чистое».
Осколков-Ценципер заявил, что существует план по превращению Парка Горького и трех соседних парков в один супер-парк, близкий по своей природе Центральному парку в Нью-Йорке, который бы изменил городской пейзаж в центре Москвы.
Тем временем, Центр современной культуры «Гараж», арт-центр открытый в 2008 году Дарьей Жуковой, партнершей Абрамовича, который привозит в Москву лондонскую и нью-йоркскую арт-сцену, находится в процессе переезда в сельскохозяйственный павильон 20-хх годов в Парке Горького из нынешнего помещения, автобусного депо, который является памятником российской архитектуры начала 20 века.
До своей работы над парком, «Стрелка» занималась переделкой другого пространства в хипстерский и интеллектуальный оазис, который возник вокруг бывшего здания шоколадной фабрики «Красный октябрь», находящейся на острове через реку от Кремля. Теперь там ресторан и центр искусства, дизайна и медиа.
«Красный октябрь» является домом для ресурса OpenSpace, интеллектуального веб-сайта, который с момента объявления о том, что Путин сменит Медведева на посту президента, публикует эссе о возвращении к «внутренней эмиграции», феномене 70-хх годов, когда советские интеллектуалы перенесли академические прокуренные дискуссии на свои кухни с тем, чтобы сбежать от реалий режима. Сегодня, полуночные дебаты в Facebook и кафе являются заменой тех самых кухонь.
ArtPlay — еще один пример новой реальности Москвы. Это череда арт-галерей, антикварных магазинов и дизайнерских шоу-румов, расположенный в бывшем фабричном районе. Четвертое Московское биеннале современного искусства, которое проводится при поддержке государственных фондов и корпоративных спонсоров, было проведено там и в ЦУМе, роскошном универсальном магазине.
В нынешней атмосфере страха, которая окружает неминуемое возвращение Путина на пост президента, современное искусство выполняет роль убежища, как оно делало это и в советские времена. Другие считают, что это лишь другая маска Кремля, используемая для того, чтобы изобразить стремление к модернизации.
На симпозиуме, прошедшем на ArtPlay, активист искусства и интерактивных медиа Андрей Великанов, художник и философ, выделил новую дилемму российских художников-активистов. По его словам, Кремль перенял их тактику. Он привел в пример известный эпизод путинского погружения с аквалангом, в результате которого, Путин «нашел» две амфоры шестого века. В октябре его пресс-секретарь признал, что все было подстроено, так как амфоры были размещены так, чтобы Путин смог их найти пока телекамеры его снимали.
«Стыдно ли художникам пользоваться такими методами теперь?» — спросил Великанов, выделив то, что он назвал ловушками постмодернистского авторитаризма.
Но любители нового Парка Горького восприняли обновление парка как оптимистичный взгляд в будущее.
«Сергей Капков, сделавший это, теперь является главным человеком в московской политике», — заявил Сергей Никитин, профессор урбанистики, который организовал танцевальные вечеринке в Парке Горького, а также является организатором «Велоночей», ежегодного архитектурного ночного тура по архитектурным достопримечательностям столицы, который привлекает тысячи людей.
«Он совершил невероятное», — добавил он. «Он добавил стиль и вкус политике. Он полностью изменил парк, лишь убрав то, что было там в излишестве».
32-летняя журналист Ксения Лученко, только закончившая работу над документальным фильмом о советских интеллектуалов 70-ых годов, которые нашли убежище в религии, назвала переделку парка, куда она ходит с двумя сыновьями, «чудом».
«Как будто кто-то взял ластик и стер конец 90-хх и 2000-ые года, и перенес нас в Парк Горького периода молодости моей мамы», — говорит она.
София Кишковски (SOPHIA KISHKOVSKY)
"The New York Times" , СШАИсточник Статья добавлена Татьяна
24.10.2011 05:39