Эксперт: Российский рынок ритейла один из самых перспективных в мире
#1
Сегодня российский рынок ритейла после кризиса является одним из самых привлекательных и быстрорастущих рынков наряду с другими странами, входящими в БРИКС. Так считает директор департамента торговой недвижимости S.A.Ricci – Санкт-Петербург Роман Евстратов.
Кроме того, г-н Евстратов отмечает, что Петербург занимает первое место в России по количеству квадратных метров торговых площадей на человека, но уступает по этому показателю, например, Хельсинки. При этом бросается в глаза неравномерное распределение площадей по районам города: в лидерах по предложению торговой недвижимости держатся Приморский, Выборгский и Московский районы. В то же время нехватка площадей ощущается в Василеостровском, Петроградском, Красносельском и Кировском районах. Стоит отметить, например, что в районе станции метро «Комендантский проект» действует несколько однотипных торговых центров с пересекающейся целевой аудиторией. Ситуация могла сложиться иначе, если бы данный участок развивался комплексно либо одним девелопером, либо несколькими при соблюдении изначально разработанного мастер-плана территории. В этом случае на месте нескольких более-менее одинаковых торговых центров могла сформироваться единая зона, включающая торговый центр с fashion-направленности, гипермаркет, парк аттракционов, развлекательный центр и т.п, полностью удовлетворяющая потребности жителей района. В Петербурге существует еще одна особенность рынка торговой недвижимости: гипермаркеты располагаются внутри города, в том числе и в центре. При этом восприятие покупателями гипермаркетов постепенно трансформировалось в понятие «магазин у дома». В связи с такой особенностью развитие ритейл-парков в их классическом понимание в нашем городе происходит достаточно медленно. Что касается переноса опыта европейских столиц на рынок Петербурга, то наиболее целесообразно перенимать компетенции, связанные с подходом к реализации объектов, изучать не пути развития целых городов, а наиболее успешные и востребованные торговые комплексы, поскольку простое копирование форматов не гарантирует успешность, любую идею необходимо трансформировать с учетом российской действительности. В Европе Лондон является флагманов развития ритейла. Многие российские девелоперы ориентируются именно на торговые объекты Лондона, поскольку здесь появляются наиболее прогрессивные форматы. Например, торговый комплекс Bluewater Shopping Centre является эталоном для многих девелоперов. Это крупнейший досуговый и шоппинг-центр, где можно найти товары и услуги самых разных ценовых категорий на любой вкус, в нем расположено более 50 ресторанов, кафе и баров. Концепции универмагов детских товаров, одежды также интересны российскому рынку ритейла. Если рассматривать немецкий рынок торговой недвижимости, то наиболее интересен опыт строительства ритейл-парков за чертой города. Тенденции развития рынка направлены на то, что в будущем будут востребованы только те торговые центры, в которых будут созданы интересные общественные пространства. Уже сегодня покупать по привычному сценарию становится скучно, модель «приехал-купил-уехал» перестала доминировать в сознании потребителей, и посещение торгового комплекса стало способом проведения досуга. Также будет усиливаться популярность формата lifestyle, поскольку одним из основных требования покупателей становится экономия времени, поэтому покупки совершаются либо около работы, либо около дома.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Классификация торговых центров
Тип торгового центра и его специализация определятся составом арендаторов и масштабом влияния (размером торговой зоны).
Ниже приведена классификация торговых центров, разработанная Urban Land Institute (ULI), которой рекомендуется придерживаться на сегодняшний день.
Микрорайонный торговый центр (Convenience center)
Площадь
Арендная площадь составляет обычно 2 800 кв. м. и может варьироваться от 1 500 до 3 000 кв.м.
Ассортимент товаров и услуг
Товары первой необходимости и услуги повседневного спроса (ремонт обуви, прачечная)
Якорные арендаторы
Основным якорем в большинстве случаев является минимаркет
Зона охвата
Торговой зоной является территория 5-10 минут пешеходной доступности, количество покупателей - до 10 000 человек
Районный торговый центр (Neighborhood center)
Площадь
Общая арендная площадь в среднем составляет 5 600 кв.м., на практике может варьироваться от 3 000 до 10 000 кв.м.
Ассортимент товаров и услуг
Товары повседневного спроса (продукты, лекарства, хозтовары и т.д.) и услуги (прачечная, химчистка, парикмахерская, ремонт обуви, металлоремонт) для удовлетворения ежедневных потребностей
Якорные арендаторы
Якорным арендатором, как правило, является супермаркет, мини-якорями могут быть аптека, хозяйственный магазин
Зона охвата
Первичная торговая зона включает в себя от 3 000 до 40 000 человек, проживающих в 5-10 минутах езды на личном или общественном транспорте
Окружной торговый центр (Community center)
Площадь
Типичный размер арендной площади 14 000 кв.м., может занимать от 9 500 до 47 000 кв. м.
Ассортимент товаров и услуг
Широкий спектр товаров и услуг, с большим выбором непродовольственных товаров (мужская, женская, детская и спортивная одежда, металлические изделия, электроинструменты, бытовая техника)
Якорные арендаторы
Зачастую якорными арендаторами выступают детские универмаги, дискаунт-универмаги, крупные аптеки, универсальные магазины, торгующие разнообразными товарами, часто по сниженным ценам. Данные операторы могут быть как основными, так и дополнительными якорями в добавлении к супермаркету
Зона охвата
Первичная торговая зона находится в пределах 10-20 минут транспортной доступности, и насчитывают от 40 000 до 150 000 покупателей.
Суперокружной торговый центр (Super community center)
Площадь
Окружные ТЦ, имеющие площадь более 23 000 кв. м. В исключительных случаях площадь достигает 90 000 кв.м.
Ассортимент товаров и услуг
Соответствуют общему профилю окружного центра
Якорные арендаторы
Соответствуют общему профилю окружного центра
Зона охвата
Торговая зона находится в пределах 20 минут транспортной доступности и насчитывает до 150 000 покупателей.
Региональный торговый центр (Regional center)
Площадь
Типичная для данной категории общая арендная площадь 45 000 кв. м, на практике она варьируется 23 000 кв. м – 85 000 кв. м.
Ассортимент товаров и услуг
Широкий выбор товаров, одежды, мебели, товаров для дома (глубокий и широкий ассортимент), различные виды услуг, а также места отдыха и развлечений
Якорные арендаторы
Якорными арендаторами зачастую выступают 1-2 универмага, площадью обычно не менее 5 000 кв. м.
Зона охвата
Торговая зона находится в пределах 30-40 минут транспортной доступности, количество посетителей центра - 150 000 человек и более
Суперрегиональный центр (Super regional center)
Площадь
В среднем имеет общую арендную площадь 93 000 кв. м. На практике площадь варьируется от 50 000 и может превышать 150 000 кв. м.
Ассортимент товаров и услуг
Широкий выбор товаров, одежды, мебели, товаров для дома и развлечений
Якорные арендаторы
Якорными операторами выступают 3 и более универмага площадью не менее 7 000 кв. м каждый.
Зона охвата
Торговая зона для суперрегионального торгового центра может достигать 1,5 часов транспортной доступности, количество посетителей центра - 300 000 и более человек. Специализированные торговые центры (Specialty centers)
Площадь
Является подтипом основных типов. Может иметь площадь от 3 000 до 100 000 кв. м
Ассортимент товаров и услуг
Может иметь специализацию по различным направлениям:
Развлечения (Entertainment)
Скидки (Off-price)
Товары для дома (Home improvement)
Стрип-центр (Strip Center)
Исторический (Historic)
Мегамолл (Megamall)
Стиль жизни (Lifestyle)
Якорные арендаторы
Якорными операторами выступают один или несколько операторов, имеющие определенный специализированный профиль
Зона охвата
Зависит от площади ТЦ, как правило, является более обширной, чем для торгового центра аналогичного формата без специализации Помимо этого выделяют следующие типы торговых центров:
Фестивал-центр (Festival Center)
Якорем является совокупность предприятий развлечений и общественного питания, предприятия торговли (магазины сувениров и парфюмерии, одежды, обуви и аксессуаров, ювелирные) выступают в качестве сопутствующих. Расположены, как правило, в культурно-исторических местах города, на центральной площади.
Торгово-общественный центр
Якорем в таком центре могут выступать детские и фитнес-клубы, спортивные и развлекательные комплексы, гостиница и универмаг. В своем составе могут иметь объекты социальной направленности.Сопутствующими арендаторами являются магазины сувениров и парфюмерии, одежды, обуви и аксессуаров. Торговый центр Моды (Fashion Center)
Якорем является совокупность магазинов одежды и обуви. Сопутствующими арендаторами выступают магазины аксессуаров, парфюмерии и косметики, подарков. Торговые центры моды, как правило, находятся в центре города, и часто занимают первые (с 1-го по 3-й) этажи в торгово-офисных центрах. Аутлет-центр (Outlet Center)
Торговлю осуществляют предприятия-производители одежды и обуви, бытовой техники и электроники, строительных и отделочных материалов. В качестве сопутствующих операторов могут выступать предприятия услуг. Могут располагаться в спальных и удаленных районах города.
Пауэр-центр (Power Center)
Являются разновидностью суперокружных торговых центров. В состав входят, по крайней мере, 4 якоря, специфичных для данной категории площадью более 1 900 кв. м. Такими якорями могут быть бытовая техника и электроника, спорттовары, офисные принадлежности, товары для дома, лекарства, средства для здоровья и красоты, игрушки, персональные компьютеры и их элементы. Сочетает в себе полный ассортимент товаров по какой-либо узконаправленной категории по низким ценам, оптовый клуб и дискаунт-универмаг. Якоря в таких центрах занимают 85% общей арендуемой площади. Располагаются в большинстве случаев, в спальных районах и на окраинах города рядом с автомагистралями.Источник
Новость добавлена piv-ka 09.11.2012 00:35
Кроме того, г-н Евстратов отмечает, что Петербург занимает первое место в России по количеству квадратных метров торговых площадей на человека, но уступает по этому показателю, например, Хельсинки. При этом бросается в глаза неравномерное распределение площадей по районам города: в лидерах по предложению торговой недвижимости держатся Приморский, Выборгский и Московский районы. В то же время нехватка площадей ощущается в Василеостровском, Петроградском, Красносельском и Кировском районах. Стоит отметить, например, что в районе станции метро «Комендантский проект» действует несколько однотипных торговых центров с пересекающейся целевой аудиторией. Ситуация могла сложиться иначе, если бы данный участок развивался комплексно либо одним девелопером, либо несколькими при соблюдении изначально разработанного мастер-плана территории. В этом случае на месте нескольких более-менее одинаковых торговых центров могла сформироваться единая зона, включающая торговый центр с fashion-направленности, гипермаркет, парк аттракционов, развлекательный центр и т.п, полностью удовлетворяющая потребности жителей района.
В Петербурге существует еще одна особенность рынка торговой недвижимости: гипермаркеты располагаются внутри города, в том числе и в центре. При этом восприятие покупателями гипермаркетов постепенно трансформировалось в понятие «магазин у дома». В связи с такой особенностью развитие ритейл-парков в их классическом понимание в нашем городе происходит достаточно медленно.
Что касается переноса опыта европейских столиц на рынок Петербурга, то наиболее целесообразно перенимать компетенции, связанные с подходом к реализации объектов, изучать не пути развития целых городов, а наиболее успешные и востребованные торговые комплексы, поскольку простое копирование форматов не гарантирует успешность, любую идею необходимо трансформировать с учетом российской действительности.
В Европе Лондон является флагманов развития ритейла. Многие российские девелоперы ориентируются именно на торговые объекты Лондона, поскольку здесь появляются наиболее прогрессивные форматы. Например, торговый комплекс Bluewater Shopping Centre является эталоном для многих девелоперов. Это крупнейший досуговый и шоппинг-центр, где можно найти товары и услуги самых разных ценовых категорий на любой вкус, в нем расположено более 50 ресторанов, кафе и баров. Концепции универмагов детских товаров, одежды также интересны российскому рынку ритейла. Если рассматривать немецкий рынок торговой недвижимости, то наиболее интересен опыт строительства ритейл-парков за чертой города.
Тенденции развития рынка направлены на то, что в будущем будут востребованы только те торговые центры, в которых будут созданы интересные общественные пространства. Уже сегодня покупать по привычному сценарию становится скучно, модель «приехал-купил-уехал» перестала доминировать в сознании потребителей, и посещение торгового комплекса стало способом проведения досуга. Также будет усиливаться популярность формата lifestyle, поскольку одним из основных требования покупателей становится экономия времени, поэтому покупки совершаются либо около работы, либо около дома.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Классификация торговых центров
Тип торгового центра и его специализация определятся составом арендаторов и масштабом влияния (размером торговой зоны).
Ниже приведена классификация торговых центров, разработанная Urban Land Institute (ULI), которой рекомендуется придерживаться на сегодняшний день.
Микрорайонный торговый центр (Convenience center)
Площадь
Арендная площадь составляет обычно 2 800 кв. м. и может варьироваться от 1 500 до 3 000 кв.м.
Ассортимент товаров и услуг
Товары первой необходимости и услуги повседневного спроса (ремонт обуви, прачечная)
Якорные арендаторы
Основным якорем в большинстве случаев является минимаркет
Зона охвата
Торговой зоной является территория 5-10 минут пешеходной доступности, количество покупателей - до 10 000 человек
Районный торговый центр (Neighborhood center)
Площадь
Общая арендная площадь в среднем составляет 5 600 кв.м., на практике может варьироваться от 3 000 до 10 000 кв.м.
Ассортимент товаров и услуг
Товары повседневного спроса (продукты, лекарства, хозтовары и т.д.) и услуги (прачечная, химчистка, парикмахерская, ремонт обуви, металлоремонт) для удовлетворения ежедневных потребностей
Якорные арендаторы
Якорным арендатором, как правило, является супермаркет, мини-якорями могут быть аптека, хозяйственный магазин
Зона охвата
Первичная торговая зона включает в себя от 3 000 до 40 000 человек, проживающих в 5-10 минутах езды на личном или общественном транспорте
Окружной торговый центр (Community center)
Площадь
Типичный размер арендной площади 14 000 кв.м., может занимать от 9 500 до 47 000 кв. м.
Ассортимент товаров и услуг
Широкий спектр товаров и услуг, с большим выбором непродовольственных товаров (мужская, женская, детская и спортивная одежда, металлические изделия, электроинструменты, бытовая техника)
Якорные арендаторы
Зачастую якорными арендаторами выступают детские универмаги, дискаунт-универмаги, крупные аптеки, универсальные магазины, торгующие разнообразными товарами, часто по сниженным ценам. Данные операторы могут быть как основными, так и дополнительными якорями в добавлении к супермаркету
Зона охвата
Первичная торговая зона находится в пределах 10-20 минут транспортной доступности, и насчитывают от 40 000 до 150 000 покупателей.
Суперокружной торговый центр (Super community center)
Площадь
Окружные ТЦ, имеющие площадь более 23 000 кв. м. В исключительных случаях площадь достигает 90 000 кв.м.
Ассортимент товаров и услуг
Соответствуют общему профилю окружного центра
Якорные арендаторы
Соответствуют общему профилю окружного центра
Зона охвата
Торговая зона находится в пределах 20 минут транспортной доступности и насчитывает до 150 000 покупателей.
Региональный торговый центр (Regional center)
Площадь
Типичная для данной категории общая арендная площадь 45 000 кв. м, на практике она варьируется 23 000 кв. м – 85 000 кв. м.
Ассортимент товаров и услуг
Широкий выбор товаров, одежды, мебели, товаров для дома (глубокий и широкий ассортимент), различные виды услуг, а также места отдыха и развлечений
Якорные арендаторы
Якорными арендаторами зачастую выступают 1-2 универмага, площадью обычно не менее 5 000 кв. м.
Зона охвата
Торговая зона находится в пределах 30-40 минут транспортной доступности, количество посетителей центра - 150 000 человек и более
Суперрегиональный центр (Super regional center)
Площадь
В среднем имеет общую арендную площадь 93 000 кв. м. На практике площадь варьируется от 50 000 и может превышать 150 000 кв. м.
Ассортимент товаров и услуг
Широкий выбор товаров, одежды, мебели, товаров для дома и развлечений
Якорные арендаторы
Якорными операторами выступают 3 и более универмага площадью не менее 7 000 кв. м каждый.
Зона охвата
Торговая зона для суперрегионального торгового центра может достигать 1,5 часов транспортной доступности, количество посетителей центра - 300 000 и более человек.
Специализированные торговые центры (Specialty centers)
Площадь
Является подтипом основных типов. Может иметь площадь от 3 000 до 100 000 кв. м
Ассортимент товаров и услуг
Может иметь специализацию по различным направлениям:
Развлечения (Entertainment)
Скидки (Off-price)
Товары для дома (Home improvement)
Стрип-центр (Strip Center)
Исторический (Historic)
Мегамолл (Megamall)
Стиль жизни (Lifestyle)
Якорные арендаторы
Якорными операторами выступают один или несколько операторов, имеющие определенный специализированный профиль
Зона охвата
Зависит от площади ТЦ, как правило, является более обширной, чем для торгового центра аналогичного формата без специализации
Помимо этого выделяют следующие типы торговых центров:
Фестивал-центр (Festival Center)
Якорем является совокупность предприятий развлечений и общественного питания, предприятия торговли (магазины сувениров и парфюмерии, одежды, обуви и аксессуаров, ювелирные) выступают в качестве сопутствующих. Расположены, как правило, в культурно-исторических местах города, на центральной площади.
Торгово-общественный центр
Якорем в таком центре могут выступать детские и фитнес-клубы, спортивные и развлекательные комплексы, гостиница и универмаг. В своем составе могут иметь объекты социальной направленности.Сопутствующими арендаторами являются магазины сувениров и парфюмерии, одежды, обуви и аксессуаров.
Торговый центр Моды (Fashion Center)
Якорем является совокупность магазинов одежды и обуви. Сопутствующими арендаторами выступают магазины аксессуаров, парфюмерии и косметики, подарков. Торговые центры моды, как правило, находятся в центре города, и часто занимают первые (с 1-го по 3-й) этажи в торгово-офисных центрах.
Аутлет-центр (Outlet Center)
Торговлю осуществляют предприятия-производители одежды и обуви, бытовой техники и электроники, строительных и отделочных материалов. В качестве сопутствующих операторов могут выступать предприятия услуг. Могут располагаться в спальных и удаленных районах города.
Пауэр-центр (Power Center)
Являются разновидностью суперокружных торговых центров. В состав входят, по крайней мере, 4 якоря, специфичных для данной категории площадью более 1 900 кв. м. Такими якорями могут быть бытовая техника и электроника, спорттовары, офисные принадлежности, товары для дома, лекарства, средства для здоровья и красоты, игрушки, персональные компьютеры и их элементы. Сочетает в себе полный ассортимент товаров по какой-либо узконаправленной категории по низким ценам, оптовый клуб и дискаунт-универмаг. Якоря в таких центрах занимают 85% общей арендуемой площади. Располагаются в большинстве случаев, в спальных районах и на окраинах города рядом с автомагистралями.Источник Новость добавлена piv-ka
09.11.2012 00:35