Остаться в живых. Почему детские зоны в ТЦ загоняют на верхние этажи
#1
Детские зоны и кинотеатры на последних этажах, разнесенные по периметру эскалаторы, ведущие в тупик коридоры — торговые центры делают все, чтобы задержать посетителей подольше. Причем, завлекая толпы людей, там далеко не всегда готовы к чрезвычайным ситуациям и срочной эвакуации. Двери запасных выходов часто закрыты, подходы к ним завалены хламом. РИА Новости разбирается, как устроена система безопасности в торгово-развлекательных комплексах.
Во время пожара в кемеровском ТЦ "Зимняя вишня" погибли 64 человека, в том числе 41 ребенок. Кинозалы, где больше всего жертв, располагались на последнем, четвертом этаже здания. Это сыграло роль при эвакуации — из-за сильного задымления вывести оттуда людей было очень трудно. К тому же, по предварительной версии, запасные выходы были заперты — пришлось ломать двери.
"Зимняя вишня" — далеко не единственный торговый центр, где досуговая зона, в том числе игровые площади, детские городки и лабиринты, расположены на верхних этажах.
В Строительных нормах и правилах (СНиП) четко прописано: детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 метров от пожарного выхода. Однако это положение носит рекомендательный характер, поэтому на практике его чаще всего игнорируют.
Мы решили посетить ТРЦ с большой проходимостью в нескольких районах Москвы и посмотреть, на каких этажах там находятся детские площадки, а также как соблюдаются правила пожарной безопасности. Перед "рейдом" мы проконсультировались с ветераном пожарной службы и выяснили, на что в первую очередь следует обратить внимание.
"Ключевые моменты: огнетушители — невысоко от пола; доступ к пожарным гидрантам — незатрудненный; пожарные краны должны легко открываться, если же закрыты, то ключ — рядом под стеклом; свободный проход к аварийным выходам; никаких решеток на окнах и люках; наличие датчиков дыма и системы дымоудаления. Это далеко не полный список. Но если что-то из перечисленного не так, нужно жаловаться в МЧС", — пояснил он.
Наша первая точка — детский центр "Кидбург" в ТРЦ "Ривьера".
Этаж третий, последний.
Управляющая городка Наталья Любавская признается: "Вопрос размещения тех или иных зон в торговом комплексе решается так, чтобы обеспечить его максимальную проходимость. Это вопрос коммерческого интереса". В самом "Кидбурге", заверяет Любавская, пожарная безопасность продумана до мелочей, а персонал обучен тому, как действовать в чрезвычайных ситуациях.
Идем по залу: в каждой зоне городка есть огнетушитель, по всему периметру — указатели аварийных выходов, доступу к запасной лестнице ничто не препятствует. Кроме того, есть специальная комната с усиленной вытяжкой — для детей с ограниченными возможностями передвижения. Там можно укрыться в случае возгорания.
Несколько хуже с противопожарной безопасностью в детском развлекательном центре "Лазерленд" на третьем этаже ТРЦ "Гагаринский". К первому эвакуационному выходу мешает приблизиться заграждение. К тому же он частично заставлен коробками и другим хламом. К эвакуационному плану на стене приставлена лестница. Впрочем, даже когда ее убрали, сотрудник "Лазерленда" не смог объяснить, как правильно покинуть помещение при пожаре.
Интересуемся у персонала, почему захламлен аварийный выход. Менеджер детского центра Никита Суровцев отвечает: "Прямо сейчас все уберем". Допущенные нарушения он объясняет небольшой площадью арендуемого помещения — некуда складировать оборудование.
Руководитель проектов пожарных систем Сергей Победоносцев утверждает, что подобные нарушения типичны для российского бизнеса. "Арендатор в стремлении сэкономить снимает как можно более маленькое помещение, поэтому вынужден использовать любые дополнительные площади для складирования мусора и инструмента", — отмечает он. И обращает внимание на некомпетентность персонала: "При приеме на работу каждый сотрудник обязан пройти первичный инструктаж, затем — инструктаж на рабочем месте. На деле в соответствующих документах просто ставится подпись".
Размещение развлекательных центров и зон для детей на последних этажах Победоносцев связывает с относительной новизной формата детских игровых помещений: "ТЦ рассчитаны под одно, а по факту в них появляется совсем другое. Приходится делать перепланировку, а изменения в проектную документацию не вводятся. В итоге в экстремальной ситуации система пожарной безопасности может не справиться, потому что рассчитана на меньшую нагрузку".
Но и в сравнительно новых торговых комплексах детские зоны расположены наверху.
Идем в один из самых больших ТЦ Москвы — "Афимолл Сити". Детская зона находится в развлекательном центре "Космик" — на четвертом этаже.
То есть выше на два этажа, чем указано в СНиП. Однако сотрудники прекрасно знают, что это положение Строительных норм и правил носит лишь рекомендательный характер, а значит, необязательно к выполнению.
"Сейчас детские зоны могут располагаться где угодно. В остальном же пожаробезопасность торгового центра оцениваю на пять. Осенью нам поступали звонки о бомбе — мы полностью эвакуировали людей за 17 минут", — отчитывается главный инженер "Афимолл Сити" Александр Куприн.
Та же ситуация и в регионах: практически в любом ТЦ кинотеатры и игровые зоны загнаны на последние этажи.
Это не случайность. Профессор Высшей школы урбанистики Григорий Ревзин, который в свое время входил в градостроительный совет Москвы, написал в фейсбуке большой пост о том, почему бизнес готов на все, чтобы увеличить число посетителей. В частности, он отмечает: "Детские центры — это средство для привлечения дополнительного потока покупателей из родителей, использование детей для коммерческой эффективности. Необходимо запретить их размещение в торговых центрах".
Цель заключается в том, чтобы сначала создать поток семейного посещения, а потом разъединить детей и родителей, отправив взрослых за покупками, уверен Ревзин. При этом нужно надолго задержать людей в здании.
"С точки зрения торговли важно, чтобы выходы были не на виду, чтобы, пока не прошел весь этаж, выйти было нельзя — все рассчитано на замедление движения и увеличение времени пребывания в ТЦ", — перечисляет Ревзин.
В регионах ситуация осложняется еще и тем, что под торговые центры переоборудуются бывшие промышленные здания 1930-1940 годов, подчеркивает Сергей Победоносцев. "Обычно капитальный ремонт не делается, а постройка в своей основе не соответствует современным требованиям, что повышает пожарную опасность", — указывает он. Характерный пример — сгоревший комплекс "Зимняя вишня". Что делать с предпринимателями, которые полностью игнорируют рекомендации в угоду коммерческим интересам? По мнению члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрея Лугового, этот вопрос надо решать законодательно. "Однозначно необходимо перевести положение о размещении детских игровых зон из разряда рекомендательного в обязательный. Все, что касается детей, должно быть максимально безопасно. События в Кемерово показывают, что подход должен быть пересмотрен", — заявил он в комментарии РИА Новости.
Официальную проверку, однако, организовать сложнее. Это связано с мерами по ограничению административного давления на бизнес, планомерно вводимыми в России со второй половины нулевых. Так, в мае 2008 года президент Дмитрий Медведев подписал указ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности": органам госконтроля запретили проверять юридические лица чаще, чем раз в три года (за исключением налогового контроля). Тогда же Медведев потребовал, чтобы "правоохранительные органы и всякого рода власти перестали кошмарить бизнес".
В июле 2015-го вступили в силу поправки в законодательство, предусматривающие надзорные каникулы для малого бизнеса с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018-го. Сейчас Министерство чрезвычайных ситуаций имеет право начать проверку только с санкции прокуратуры либо по жалобе, прокомментировали РИА Новости в пресс-службе Главного управления МЧС по Москве.
Такие послабления способствуют стремлению бизнесменов во что бы то ни стало зарегистрировать свой бизнес как малый. Для этого необходимо соответствовать двум основным критериям: не более 100 человек персонала и не больше 800 миллионов годовой выручки. Кроме того, зачастую торговые центры управляются малыми предприятиями, что и спасает их от проверок.
Есть еще один немаловажный аспект, на котором акцентируют внимание эксперты: с 2005 года Госпожнадзор не участвует в приемке новых объектов, теперь этим занимается Госстройнадзор. Анонимный источник РИА Новости в МЧС отрицательно оценивает эти изменения: "Раньше в проекте строящегося здания или объекта был раздел по пожарной безопасности, до его согласования никто не имел права начинать работы. Сейчас Госстройнадзор уже после строительства приходит и выясняет, что здание построили неправильно. Выписывается штраф на 50-100 тысяч рублей, а нарушения остаются".
Тем не менее после трагедии в Кемерово внеплановые проверки пожарной безопасности в торговых центрах и общественных местах развернулись по всей стране. "Особое внимание обратим на наличие и работоспособность систем сигнализации и пожаротушения, а также дадим оценку эффективности и своевременности принимаемых контролирующими органами мер по выявлению и профилактике правонарушений в области пожарной безопасности", — сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы прокуратуры Москвы Людмила Нефедова.
Однако закрыть ТЦ можно, только если из-за нарушений требований пожарной безопасности пострадали или погибли люди. Либо по решению суда — а это процесс небыстрый. В остальных случаях КоАП и УК предусматривают лишь денежный штраф.Источник
Новость добавлена piv-ka 27.04.2018 04:34
Во время пожара в кемеровском ТЦ "Зимняя вишня" погибли 64 человека, в том числе 41 ребенок. Кинозалы, где больше всего жертв, располагались на последнем, четвертом этаже здания. Это сыграло роль при эвакуации — из-за сильного задымления вывести оттуда людей было очень трудно. К тому же, по предварительной версии, запасные выходы были заперты — пришлось ломать двери.
"Зимняя вишня" — далеко не единственный торговый центр, где досуговая зона, в том числе игровые площади, детские городки и лабиринты, расположены на верхних этажах.
В Строительных нормах и правилах (СНиП) четко прописано: детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 метров от пожарного выхода. Однако это положение носит рекомендательный характер, поэтому на практике его чаще всего игнорируют.
Мы решили посетить ТРЦ с большой проходимостью в нескольких районах Москвы и посмотреть, на каких этажах там находятся детские площадки, а также как соблюдаются правила пожарной безопасности. Перед "рейдом" мы проконсультировались с ветераном пожарной службы и выяснили, на что в первую очередь следует обратить внимание.
"Ключевые моменты: огнетушители — невысоко от пола; доступ к пожарным гидрантам — незатрудненный; пожарные краны должны легко открываться, если же закрыты, то ключ — рядом под стеклом; свободный проход к аварийным выходам; никаких решеток на окнах и люках; наличие датчиков дыма и системы дымоудаления. Это далеко не полный список. Но если что-то из перечисленного не так, нужно жаловаться в МЧС", — пояснил он.
Наша первая точка — детский центр "Кидбург" в ТРЦ "Ривьера".
Этаж третий, последний.
Управляющая городка Наталья Любавская признается: "Вопрос размещения тех или иных зон в торговом комплексе решается так, чтобы обеспечить его максимальную проходимость. Это вопрос коммерческого интереса". В самом "Кидбурге", заверяет Любавская, пожарная безопасность продумана до мелочей, а персонал обучен тому, как действовать в чрезвычайных ситуациях.
Идем по залу: в каждой зоне городка есть огнетушитель, по всему периметру — указатели аварийных выходов, доступу к запасной лестнице ничто не препятствует. Кроме того, есть специальная комната с усиленной вытяжкой — для детей с ограниченными возможностями передвижения. Там можно укрыться в случае возгорания.
Несколько хуже с противопожарной безопасностью в детском развлекательном центре "Лазерленд" на третьем этаже ТРЦ "Гагаринский". К первому эвакуационному выходу мешает приблизиться заграждение. К тому же он частично заставлен коробками и другим хламом. К эвакуационному плану на стене приставлена лестница. Впрочем, даже когда ее убрали, сотрудник "Лазерленда" не смог объяснить, как правильно покинуть помещение при пожаре.
Интересуемся у персонала, почему захламлен аварийный выход. Менеджер детского центра Никита Суровцев отвечает: "Прямо сейчас все уберем". Допущенные нарушения он объясняет небольшой площадью арендуемого помещения — некуда складировать оборудование.
Руководитель проектов пожарных систем Сергей Победоносцев утверждает, что подобные нарушения типичны для российского бизнеса. "Арендатор в стремлении сэкономить снимает как можно более маленькое помещение, поэтому вынужден использовать любые дополнительные площади для складирования мусора и инструмента", — отмечает он. И обращает внимание на некомпетентность персонала: "При приеме на работу каждый сотрудник обязан пройти первичный инструктаж, затем — инструктаж на рабочем месте. На деле в соответствующих документах просто ставится подпись".
Размещение развлекательных центров и зон для детей на последних этажах Победоносцев связывает с относительной новизной формата детских игровых помещений: "ТЦ рассчитаны под одно, а по факту в них появляется совсем другое. Приходится делать перепланировку, а изменения в проектную документацию не вводятся. В итоге в экстремальной ситуации система пожарной безопасности может не справиться, потому что рассчитана на меньшую нагрузку".
Но и в сравнительно новых торговых комплексах детские зоны расположены наверху.
Идем в один из самых больших ТЦ Москвы — "Афимолл Сити". Детская зона находится в развлекательном центре "Космик" — на четвертом этаже.
То есть выше на два этажа, чем указано в СНиП. Однако сотрудники прекрасно знают, что это положение Строительных норм и правил носит лишь рекомендательный характер, а значит, необязательно к выполнению.
"Сейчас детские зоны могут располагаться где угодно. В остальном же пожаробезопасность торгового центра оцениваю на пять. Осенью нам поступали звонки о бомбе — мы полностью эвакуировали людей за 17 минут", — отчитывается главный инженер "Афимолл Сити" Александр Куприн.
Та же ситуация и в регионах: практически в любом ТЦ кинотеатры и игровые зоны загнаны на последние этажи.
Это не случайность. Профессор Высшей школы урбанистики Григорий Ревзин, который в свое время входил в градостроительный совет Москвы, написал в фейсбуке большой пост о том, почему бизнес готов на все, чтобы увеличить число посетителей. В частности, он отмечает: "Детские центры — это средство для привлечения дополнительного потока покупателей из родителей, использование детей для коммерческой эффективности. Необходимо запретить их размещение в торговых центрах".
Цель заключается в том, чтобы сначала создать поток семейного посещения, а потом разъединить детей и родителей, отправив взрослых за покупками, уверен Ревзин. При этом нужно надолго задержать людей в здании.
"С точки зрения торговли важно, чтобы выходы были не на виду, чтобы, пока не прошел весь этаж, выйти было нельзя — все рассчитано на замедление движения и увеличение времени пребывания в ТЦ", — перечисляет Ревзин.
В регионах ситуация осложняется еще и тем, что под торговые центры переоборудуются бывшие промышленные здания 1930-1940 годов, подчеркивает Сергей Победоносцев. "Обычно капитальный ремонт не делается, а постройка в своей основе не соответствует современным требованиям, что повышает пожарную опасность", — указывает он. Характерный пример — сгоревший комплекс "Зимняя вишня".
Что делать с предпринимателями, которые полностью игнорируют рекомендации в угоду коммерческим интересам? По мнению члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрея Лугового, этот вопрос надо решать законодательно. "Однозначно необходимо перевести положение о размещении детских игровых зон из разряда рекомендательного в обязательный. Все, что касается детей, должно быть максимально безопасно. События в Кемерово показывают, что подход должен быть пересмотрен", — заявил он в комментарии РИА Новости.
Официальную проверку, однако, организовать сложнее. Это связано с мерами по ограничению административного давления на бизнес, планомерно вводимыми в России со второй половины нулевых. Так, в мае 2008 года президент Дмитрий Медведев подписал указ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности": органам госконтроля запретили проверять юридические лица чаще, чем раз в три года (за исключением налогового контроля). Тогда же Медведев потребовал, чтобы "правоохранительные органы и всякого рода власти перестали кошмарить бизнес".
В июле 2015-го вступили в силу поправки в законодательство, предусматривающие надзорные каникулы для малого бизнеса с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018-го. Сейчас Министерство чрезвычайных ситуаций имеет право начать проверку только с санкции прокуратуры либо по жалобе, прокомментировали РИА Новости в пресс-службе Главного управления МЧС по Москве.
Такие послабления способствуют стремлению бизнесменов во что бы то ни стало зарегистрировать свой бизнес как малый. Для этого необходимо соответствовать двум основным критериям: не более 100 человек персонала и не больше 800 миллионов годовой выручки. Кроме того, зачастую торговые центры управляются малыми предприятиями, что и спасает их от проверок.
Есть еще один немаловажный аспект, на котором акцентируют внимание эксперты: с 2005 года Госпожнадзор не участвует в приемке новых объектов, теперь этим занимается Госстройнадзор. Анонимный источник РИА Новости в МЧС отрицательно оценивает эти изменения: "Раньше в проекте строящегося здания или объекта был раздел по пожарной безопасности, до его согласования никто не имел права начинать работы. Сейчас Госстройнадзор уже после строительства приходит и выясняет, что здание построили неправильно. Выписывается штраф на 50-100 тысяч рублей, а нарушения остаются".
Тем не менее после трагедии в Кемерово внеплановые проверки пожарной безопасности в торговых центрах и общественных местах развернулись по всей стране. "Особое внимание обратим на наличие и работоспособность систем сигнализации и пожаротушения, а также дадим оценку эффективности и своевременности принимаемых контролирующими органами мер по выявлению и профилактике правонарушений в области пожарной безопасности", — сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы прокуратуры Москвы Людмила Нефедова.
Однако закрыть ТЦ можно, только если из-за нарушений требований пожарной безопасности пострадали или погибли люди. Либо по решению суда — а это процесс небыстрый. В остальных случаях КоАП и УК предусматривают лишь денежный штраф.Источник Новость добавлена piv-ka
27.04.2018 04:34