«Крылатые» качели: кто ответит за детей, пострадавших на карусели «Калейдоскоп»?
#1
Уральск потрясла авария с детьми на карусели «Калейдоскоп» в комплексе аттракционов «Джуманджи», расположенном на территории городского парка культуры и отдыха.
Разбираясь в причинах происшествия «Надежда» выяснила, что владельцы подобных аттракционов, как правило, работают без лицензии. А контроль отсутствует из-за объявленного моратория на бизнес. Эксперты, которых мы попросили высказаться о чрезвычайном происшествии, категорично заявляют: никаких поблажек там, где речь идет о безопасности детей, быть не может. Небольшой аттракцион с качелями, развив скорость, внезапно остановился. По инерции качели буквально летали, продолжая движение и с силой ударяясь друг о друга — дети падали, родители в ужасе пытались помочь детям.
Шокирующее видео ЧП было распространено по социальным сетям в тот же вечер. Но официальная информация об этом ЧП была скудной.
Областное управление здравоохранения сообщало, что вечером в воскресение, 2 мая в парке аттракционов «Джуманджи» произошла авария, в результате которой пострадало 8 детей от 2011 до 2016 годов рождения.
Всех доставили в детскую больницу. Дети получили разные травмы — в основном сотрясения головного мозга, закрытые черепно-мозговые травмы, ушибы.
Один мальчик получил перелом ноги. За комментариями «Надежда» обратилась к заместителю директора «Джуманджи парка», Антону Ротштайну. «После минуты вращения произошла резкая остановка карусели. Произошла поломка в какой—то части. Что именно, не ясно: может редуктор, может передача вращения, вал или электричество. Полиция опечатала его, поэтому причину узнаем только после экспертизы.С себя вины не снимаем, окажем любую помощь детям. С родителями мы на связи», — сказал Ротштайн. По его словам, аттракцион «Колейдоскоп» был приобретен в 2013 году в Минске и имеет срок эксплуатации 15-20 лет.
«Мы проводим регулярное техобслуживание. Сюда входит осмотр, замена подшипников, масла, осмотр сварных швов. Есть ежемесячный осмотр, с чуть меньшим объемом работ и ежедневные осмотры перед запуском. Ежедневный осмотр – это тестовый запуск аттракциона – механики смотрят и слушают шумы, посторонние звуки. У нас есть инженер и два механика – электрика. Поломка аттракциона абсолютная неожиданность», — говорит зам директора.
На вопрос о том, есть ли у «Джуманджи парка» разрешение на их деятельность, предприниматель ответил, что такая деятельность не требует лицензирования. Мы все-таки попытались выяснить, кто регулирует деятельность парка аттракционов: кто разрешил и выдал сертификаты на их установку, кто проверяет все это. Пресс-секретарь департамента полиции ЗКО Болатбек Бельгибеков сообщил, что уголовное дело возбуждено, но проверять будут только причины поломки одной карусели. «Дело возбуждено по части 2 статьи 306 УК РК «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Будет проведена экспертиза карусели. Другие карусели проверяться не будут, потому что проверка ограничивается пределами расследования. И сейчас объявлен мораторий на проверки МСБ», — сказал Бельгибеков. В отделе культуры и развития языков при городском акимате тоже подтвердили — никакие проверки по безопасности каруселей в «Джуманджи парки» не проводятся.
«Это частная территория, мы не имеем таких прав. Тем более, что земля под «Джуманджи парк» не входит в состав земель городского парка культуры и отдыха и соответственно, к отделу культуры не имеет отношения. Ее передали в аренду на 16 лет в 2011 году», — сказал руководитель отдела культуры и языков Серик Каирлиев. Ответственных мы искали тщательно, но так и не нашли. Главный санитарный врач ЗКО Мухамгали Арыспаев сообщил, что в его компетенцию входит проверка ресторанов и общепита на предмет качества оказания услуг, но аттракционами занимается департамент промышленности. В департаменте промышленности развели руками — такого рода контролем они не занимаются.
По мнению руководителя департамента по защите прав потребителей по ЗКО Эльмиры Киматовой, качество услуг, оказываемых парками аттракционов, конечно, вызывает сомнение. «Любые товары и услуги должны быть безопасными. Парки аттракционов – это жизнь и здоровье, в первую очередь, детей.
Бизнесмен – владелец такого парка, должен следить за безопасностью, за тем, как эксплуатируются эти карусели. Должен проводить техосмотр устройств , техническое освидетельствование. Если госорганы не контролируют этот бизнес, субъект предпринимательства может привлечь третьи компании для технического освидетельствования устройства. Кроме того, у субъекта предпринимательства должны быть свои, штатные сотрудники, которые бы следили за безопасностью эксплуатации каруселей», — говорит представитель ведомства. Эльмира Киматова также сомневается, что операторы этих каруселей компетентны и при случае технических неполадок, угрозе жизни и здоровью смогут оказать правильную помощь. «Там работают молодые ребята, смогут ли они правильно действовать во внештатных ситуациях?
В Уральске нет такой информированности по поводу безопасности каруселей, как, например, в Алматы. Там, буквально на каждом аттракционе есть таблички – когда было техосвидетельствование, кто производитель», — говорит чиновница. Она также отмечает: государству стало тяжелей отслеживать и контролировать предпринимателей из-за того, что ведение бизнеса значительно упростилось на законодательном уровне. «Для предпринимателей упрощение – это хорошо, но потребители могут из—за этого страдать. Участилось количество обращений в наш департамент. Если в прошлом году к нам поступило 220 письменных обращений по вопросам несоответствующего качества реализуемых товаров и оказываемых услуг, то за 4 месяца 2021 года в государственный орган поступило уже 110 обращений. И это не считая устных обращений, поступающих по телефону «горячей линии», — говорит представитель ведомства. Департамент готов оказать помощь родителям пострадавших детей. «Родители имеют право на самостоятельную защиту интересов, а также с помощью госорганов. Если вопрос не решится напрямую с руководством парка в досудебном порядке, то они могут обращаться в суд в отношении услугодателя. Пострадавшие имеют право на возмещение убытков, причиненных их жизни, здоровью, имуществу. Также они могут компенсировать моральный вред, причиненный в результате несчастного случая: так как дети и родители испытали испуг, стресс, в больнице дети оторваны от привычной обстановки, от семьи», — говорит Эльмира Киматова. Руководитель департамента по защите прав потребителей также отметила, что родители пострадавших детей могут обратиться за получением консультативной помощи по адресу: Сарайшык, 44/2, по тел. 8(7112) 25 06 03.
В Казахстане нет Ассоциации владельцев парков и аттракционов, поэтому мы обратились в такую организацию в России. По словам президента Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Владимира Гнездилова, документ, который регулирует деятельность парков аттракционов существует. И он работает во всех странах Евразийского экономического союза. «Во всех странах ЕАС, включая Казахстан действует техрегламент 38. По его нормам, аттракционы, вводимые в эксплуатацию с 2018 года обязательно должны иметь сертификацию соответствия стандартам безопасности 33907. Этот документ позволяет его эксплуатацию, если госорганы официально регистрирует его для допуска на рынок страны.
Родитель не может просто так навскидку определить – безопасен аттракцион или нет. Для этого, на каждой карусели должна висеть табличка, где будет указана дата его техосмотра, дата последующего техосмотра, информация о том, кто проводил техосмотр и перечень ограничений, то есть – кому аттракционом пользоваться нельзя. Если этого нет, родитель имеет полное право обратиться в гостехинспекцию, а если ее на месте нет, то в прокуратуру, потому что мы видим явное нарушение правил безопасности», — говорит Владимир Гнездилов.
Эксперт считает мораторий на бизнес в части безопасности неуместным, потому что речь идет о жизни людей.
«Мораторий может быть на проверки бизнеса в части уплаты налогов, по охране труда персонала, но никак на проверки безопасности. Это все равно, если бы согласились выпускать непроверенные, не прошедшие техосмотр автобусы или самолеты на линию для обслуживания пассажиров. Кроме того, помимо важности соблюдения техосмотров аттракционов, отмечу важность набора и обучения сотрудников. Все сотрудники перед работой должны пройти обучение правилам эксплуатации аттракциона от завода – изготовителя. После чего подписать соответствующую бумагу о том, что они эти правила знают. Также со всеми сотрудниками должен быть составлен трудовой договор и должностная инструкция. То, что на аттракционы нанимают сезонных работников, не должно отменять этого правила», — говорит Владимир Гнездилов. Руководитель общественного фонда «Улагатты жануя» из Алматы, который занимается вопросами семьи и защиты детей, Марианна Гурина считает, что случившийся несчастный случай – результат коррупции и двойных стандартов. «Чтобы открыть любое предприятие платятся взятки. Возможно, у предпринимателя и будут необходимые разрешения и бумаги, но вот вопрос – действительно ли были проверки, или была дана взятка?
Случай в Уральске не единичный. С аттракционами в Казахстане постоянно происходят аварии. В 2020 году была авария на аттракционе, и выяснилось, что их хозяином был замакима. Люди позволяют себе зарабатывать деньги на наших детях, не особо заботясь об их безопасности. Задумается ли следователь о том, почему в действительности это произошло? Возможно, кроме бизнесмена за это ЧП может быть ответственно руководство парка, которое заключало договор ГЧП?», — говорит Марианна Гурина.
По мнению правозащитницы, подобные случаи – прежде всего, результат несознательности самих предпринимателей. «Бизнес на аттракционах – это прибыльный конвейер, заработок там приличный. Из дохода можно выделить деньги на содержание аттракциона в надлежащем состоянии. Но это, возможно, не было сделано, потому что деньги ушли на взятку. Я не говорю про конкретных предпринимателях Уральска, я говорю об общей тенденции. Слава Богу, что дети живы. Но станет ли это уроком для других бизнесменов? В Казахстане мало детских правозащитников, необходимо увеличить их штат, дать им полномочия, мандаты, которые позволят им контролировать все, что связано с детьми. В том числе и частные предприятия, которые оказывают услуги детям», — считает Марианна Гурина.Источник
Новость добавлена piv-ka 14.05.2021 04:57
Разбираясь в причинах происшествия «Надежда» выяснила, что владельцы подобных аттракционов, как правило, работают без лицензии. А контроль отсутствует из-за объявленного моратория на бизнес.
Эксперты, которых мы попросили высказаться о чрезвычайном происшествии, категорично заявляют: никаких поблажек там, где речь идет о безопасности детей, быть не может.
Небольшой аттракцион с качелями, развив скорость, внезапно остановился. По инерции качели буквально летали, продолжая движение и с силой ударяясь друг о друга — дети падали, родители в ужасе пытались помочь детям.
Шокирующее видео ЧП было распространено по социальным сетям в тот же вечер.
Но официальная информация об этом ЧП была скудной.
Областное управление здравоохранения сообщало, что вечером в воскресение, 2 мая в парке аттракционов «Джуманджи» произошла авария, в результате которой пострадало 8 детей от 2011 до 2016 годов рождения.
Всех доставили в детскую больницу. Дети получили разные травмы — в основном сотрясения головного мозга, закрытые черепно-мозговые травмы, ушибы.
Один мальчик получил перелом ноги. За комментариями «Надежда» обратилась к заместителю директора «Джуманджи парка», Антону Ротштайну.
«После минуты вращения произошла резкая остановка карусели. Произошла поломка в какой—то части.
Что именно, не ясно: может редуктор, может передача вращения, вал или электричество.
Полиция опечатала его, поэтому причину узнаем только после экспертизы.С себя вины не снимаем, окажем любую помощь детям. С родителями мы на связи», — сказал Ротштайн.
По его словам, аттракцион «Колейдоскоп» был приобретен в 2013 году в Минске и имеет срок эксплуатации 15-20 лет.
«Мы проводим регулярное техобслуживание. Сюда входит осмотр, замена подшипников, масла, осмотр сварных швов. Есть ежемесячный осмотр, с чуть меньшим объемом работ и ежедневные осмотры перед запуском. Ежедневный осмотр – это тестовый запуск аттракциона – механики смотрят и слушают шумы, посторонние звуки. У нас есть инженер и два механика – электрика. Поломка аттракциона абсолютная неожиданность», — говорит зам директора.
На вопрос о том, есть ли у «Джуманджи парка» разрешение на их деятельность, предприниматель ответил, что такая деятельность не требует лицензирования.
Мы все-таки попытались выяснить, кто регулирует деятельность парка аттракционов: кто разрешил и выдал сертификаты на их установку, кто проверяет все это.
Пресс-секретарь департамента полиции ЗКО Болатбек Бельгибеков сообщил, что уголовное дело возбуждено, но проверять будут только причины поломки одной карусели.
«Дело возбуждено по части 2 статьи 306 УК РК «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Будет проведена экспертиза карусели. Другие карусели проверяться не будут, потому что проверка ограничивается пределами расследования.
И сейчас объявлен мораторий на проверки МСБ», — сказал Бельгибеков.
В отделе культуры и развития языков при городском акимате тоже подтвердили — никакие проверки по безопасности каруселей в «Джуманджи парки» не проводятся.
«Это частная территория, мы не имеем таких прав. Тем более, что земля под «Джуманджи парк» не входит в состав земель городского парка культуры и отдыха и соответственно, к отделу культуры не имеет отношения.
Ее передали в аренду на 16 лет в 2011 году», — сказал руководитель отдела культуры и языков Серик Каирлиев. Ответственных мы искали тщательно, но так и не нашли. Главный санитарный врач ЗКО Мухамгали Арыспаев сообщил, что в его компетенцию входит проверка ресторанов и общепита на предмет качества оказания услуг, но аттракционами занимается департамент промышленности. В департаменте промышленности развели руками — такого рода контролем они не занимаются.
По мнению руководителя департамента по защите прав потребителей по ЗКО Эльмиры Киматовой, качество услуг, оказываемых парками аттракционов, конечно, вызывает сомнение. «Любые товары и услуги должны быть безопасными. Парки аттракционов – это жизнь и здоровье, в первую очередь, детей.
Бизнесмен – владелец такого парка, должен следить за безопасностью, за тем, как эксплуатируются эти карусели. Должен проводить техосмотр устройств , техническое освидетельствование. Если госорганы не контролируют этот бизнес, субъект предпринимательства может привлечь третьи компании для технического освидетельствования устройства. Кроме того, у субъекта предпринимательства должны быть свои, штатные сотрудники, которые бы следили за безопасностью эксплуатации каруселей», — говорит представитель ведомства.
Эльмира Киматова также сомневается, что операторы этих каруселей компетентны и при случае технических неполадок, угрозе жизни и здоровью смогут оказать правильную помощь. «Там работают молодые ребята, смогут ли они правильно действовать во внештатных ситуациях?
В Уральске нет такой информированности по поводу безопасности каруселей, как, например, в Алматы. Там, буквально на каждом аттракционе есть таблички – когда было техосвидетельствование, кто производитель», — говорит чиновница.
Она также отмечает: государству стало тяжелей отслеживать и контролировать предпринимателей из-за того, что ведение бизнеса значительно упростилось на законодательном уровне. «Для предпринимателей упрощение – это хорошо, но потребители могут из—за этого страдать.
Участилось количество обращений в наш департамент. Если в прошлом году к нам поступило 220 письменных обращений по вопросам несоответствующего качества реализуемых товаров и оказываемых услуг, то за 4 месяца 2021 года в государственный орган поступило уже 110 обращений. И это не считая устных обращений, поступающих по телефону «горячей линии», — говорит представитель ведомства. Департамент готов оказать помощь родителям пострадавших детей. «Родители имеют право на самостоятельную защиту интересов, а также с помощью госорганов.
Если вопрос не решится напрямую с руководством парка в досудебном порядке, то они могут обращаться в суд в отношении услугодателя. Пострадавшие имеют право на возмещение убытков, причиненных их жизни, здоровью, имуществу. Также они могут компенсировать моральный вред, причиненный в результате несчастного случая: так как дети и родители испытали испуг, стресс, в больнице дети оторваны от привычной обстановки, от семьи», — говорит Эльмира Киматова.
Руководитель департамента по защите прав потребителей также отметила, что родители пострадавших детей могут обратиться за получением консультативной помощи по адресу: Сарайшык, 44/2, по тел. 8(7112) 25 06 03.
В Казахстане нет Ассоциации владельцев парков и аттракционов, поэтому мы обратились в такую организацию в России. По словам президента Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Владимира Гнездилова, документ, который регулирует деятельность парков аттракционов существует. И он работает во всех странах Евразийского экономического союза. «Во всех странах ЕАС, включая Казахстан действует техрегламент 38. По его нормам, аттракционы, вводимые в эксплуатацию с 2018 года обязательно должны иметь сертификацию соответствия стандартам безопасности 33907. Этот документ позволяет его эксплуатацию, если госорганы официально регистрирует его для допуска на рынок страны.
Родитель не может просто так навскидку определить – безопасен аттракцион или нет. Для этого, на каждой карусели должна висеть табличка, где будет указана дата его техосмотра, дата последующего техосмотра, информация о том, кто проводил техосмотр и перечень ограничений, то есть – кому аттракционом пользоваться нельзя. Если этого нет, родитель имеет полное право обратиться в гостехинспекцию, а если ее на месте нет, то в прокуратуру, потому что мы видим явное нарушение правил безопасности», — говорит Владимир Гнездилов.
Эксперт считает мораторий на бизнес в части безопасности неуместным, потому что речь идет о жизни людей.
«Мораторий может быть на проверки бизнеса в части уплаты налогов, по охране труда персонала, но никак на проверки безопасности. Это все равно, если бы согласились выпускать непроверенные, не прошедшие техосмотр автобусы или самолеты на линию для обслуживания пассажиров. Кроме того, помимо важности соблюдения техосмотров аттракционов, отмечу важность набора и обучения сотрудников. Все сотрудники перед работой должны пройти обучение правилам эксплуатации аттракциона от завода – изготовителя.
После чего подписать соответствующую бумагу о том, что они эти правила знают. Также со всеми сотрудниками должен быть составлен трудовой договор и должностная инструкция. То, что на аттракционы нанимают сезонных работников, не должно отменять этого правила», — говорит Владимир Гнездилов.
Руководитель общественного фонда «Улагатты жануя» из Алматы, который занимается вопросами семьи и защиты детей, Марианна Гурина считает, что случившийся несчастный случай – результат коррупции и двойных стандартов. «Чтобы открыть любое предприятие платятся взятки. Возможно, у предпринимателя и будут необходимые разрешения и бумаги, но вот вопрос – действительно ли были проверки, или была дана взятка?
Случай в Уральске не единичный. С аттракционами в Казахстане постоянно происходят аварии. В 2020 году была авария на аттракционе, и выяснилось, что их хозяином был замакима. Люди позволяют себе зарабатывать деньги на наших детях, не особо заботясь об их безопасности. Задумается ли следователь о том, почему в действительности это произошло? Возможно, кроме бизнесмена за это ЧП может быть ответственно руководство парка, которое заключало договор ГЧП?», — говорит Марианна Гурина.
По мнению правозащитницы, подобные случаи – прежде всего, результат несознательности самих предпринимателей. «Бизнес на аттракционах – это прибыльный конвейер, заработок там приличный. Из дохода можно выделить деньги на содержание аттракциона в надлежащем состоянии. Но это, возможно, не было сделано, потому что деньги ушли на взятку. Я не говорю про конкретных предпринимателях Уральска, я говорю об общей тенденции. Слава Богу, что дети живы. Но станет ли это уроком для других бизнесменов? В Казахстане мало детских правозащитников, необходимо увеличить их штат, дать им полномочия, мандаты, которые позволят им контролировать все, что связано с детьми. В том числе и частные предприятия, которые оказывают услуги детям», — считает Марианна Гурина.Источник Новость добавлена piv-ka
14.05.2021 04:57