Кривое зеркало эпохи. Кто пожалеет сталинский ампир ВВЦ?
#1
Автор: Савелий Кашницкий
Сегодня над уникальным ансамблем, подобного которому нет ни в одной стране мира, сгустились тучи: объявлена концепция возрождения ВДНХ-ВВЦ, цель которой вновь сделать популярной территорию выставки. Историки культуры бьют тревогу: мы рискуем потерять «парк советского периода». Так ли это?
Идеальный город
Для меня ВДНХ была не абстрактным городом-садом, а конкретным местом жизни. Пять лет подряд мы с приятелем проводили здесь каждый июнь, готовясь к летним сессиям. В парковой прохладе читали конспекты, плавали на лодке по прудам, за 30-35 копеек вкусно обедали в дегустационном зале павильона «Молочная промышленность». Потом устраивали сон-час на диванчике за ширмой в павильоне «Советская культура». А одурев от учёбы, носились, врезаясь друг в друга, на аттракционных электромобильчиках. Одним словом, для нас это реально был идеальный город.
Каждая эпоха создавала свою концепцию такого социально гармоничного поселения, сочетающего архитектуру и природу. Такие города рождали в своём воображении философы-утописты: Томас Мор, Кампанелла, Фрэнсис Бэкон, изображали великие художники Пьеро делла Франческа и Рафаэль, проектировали классики архитектуры Клод Николя Леду, Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойд Райт… Мы, обитавшие в бараках и коммуналках, жили иллюзией города-сада с белоснежными павильонами, улыбчивыми свинарками и оптимистичными пастухами.
ВДНХ хороша и сегодня — несмотря на крошащийся гипс сталинского ампира и хаос барахолки, вытеснившей культуру. Это ностальгический заповедник той жизни, которой не было, но о которой мечтал каждый. Лишь бесчувственный человек, попав в этот «парк советского периода», не взгрустнёт об исчезающей мечте. Павильон «Нефть» — зеркало страны
3 млрд долларов — на что?
На реконструкцию обещают потратить 3 млрд долл. Но мы рискуем потерять то, что осталось. В конце августа бензиновым факелом сгорел один из красивейших павильонов — «Ветеринария», построенный в 1939 г. Римская вилла с вогнутой колоннадой в последние годы использовалась как склад кормов, ведь, по мнению руководства ВВЦ, павильон не представляет исторической и художественной ценности. Шестью годами ранее по той же причине сгорел павильон «Охота и звероводство». Красоту его удлинённой ротонды можно увидеть лишь на архивных фото. Концепция возрождения ВВЦ как будто обещает восстановить как эти два павильона, так и другие, в своё время бездумно снесённые: «Таджикистан», «Урал», «Дальний Восток», «Узбекская чайхана», «Мороженое»… Верится, однако, с трудом, потому что так не бывает: одно восстановим, а другое уничтожим. Именно разборка менее заметных исторических сооружений «зашита», хотя и откровенно не провозглашена в новой концепции.
Если центральную аллею выставки с возрождёнными национальными павильонами решено сберечь, но помимо этого построить центр инноваций, несколько гостиниц, гигантский парк развлечений, конгресс-центр, конноспортивный комплекс, значит, под эти грандиозные планы придётся расчищать территорию. И понятно какую: тихие уютные уголки по всей подковообразной периферии.
Проектировщиков слегка смущает, что они посягают на особо охраняемую природную зону, строительство на которой запрещено законом. Вот и обещают сменить статус ВВЦ на «достопримечательное место». Новый статус позволит самое ценное (по мнению авторов концепции) лучше сохранять, а менее ценное (по их же мнению) принести в жертву концепции.
Мы обошли с Алексеем Клименко, членом президиума экспертного совета при главном архитекторе Москвы, эти «менее ценные» постройки, не числящиеся в реестре охраняемых исторических памятников. У павильона «Лесная промышленность» отваливаются куски капителей (верхних частей колонн), сквозь зияющие прорехи в стенах просвечивает дранка. Павильон «Физкультура и спорт», напоминающий римский мавзолей, печально перемигивается через пруд с бывшим рестораном «Золотой колос» — некогда роскошной виллой, превратившейся в замызганный склад. Павильон «Нефть», где, как в капле воды, отражается суть и роль кормящей Россию отрасли: к помпезному дворцу ведёт лестница, почти лишённая ступеней, — блеск и нищета! Воздушная ротонда бывшего павильона «Главкондитер» и симметричные навесы с лёгкими ионическими колоннами обезображены грубой кровлей фасадных лестниц. Напротив — бывший павильон «Главконсерв». Очаровательный овал с колоннадой, служащий сегодня гастрономом, чудом сохранил оконные прорезные панно из дерева с муляжами стеклянных банок — наивная реклама консервов. Эти павильоны, как и уютные домики «Новой деревни», спроектированной в мастерской Ивана Жолтовского, обречены на снос, хотя исправно служат по сей день. Но где им тягаться с монстрами индустрии развлечений, обещающими быструю прибыль.
«Мы потеряем блистательную иллюзию, — говорит А. Клименко, — которая дорога людям старших поколений, а молодёжи рассказывает о красочной ширме, скрывавшей правду о той стране, в которой жили их родители. Этот ансамбль должен сохранить функцию музейного комплекса. Здесь можно крутить советские фильмы и музыку минувшей эпохи, продавать газировку с сиропом и книги с иллюстрациями советских художников, возить на ретроавтобусах и по-прежнему демонстрировать достижения современных фермеров. Ведь чем дальше прошлое уходит, тем острее к нему интерес. Убеждён, что будущее ВВЦ должно решаться не в тиши кабинетов, а на специально созданном общественном совете».Источник
Статья добавлена piv-ka 23.12.2011 01:25
Сегодня над уникальным ансамблем, подобного которому нет ни в одной стране мира, сгустились тучи: объявлена концепция возрождения ВДНХ-ВВЦ, цель которой вновь сделать популярной территорию выставки. Историки культуры бьют тревогу: мы рискуем потерять «парк советского периода». Так ли это?
Идеальный город
Для меня ВДНХ была не абстрактным городом-садом, а конкретным местом жизни. Пять лет подряд мы с приятелем проводили здесь каждый июнь, готовясь к летним сессиям. В парковой прохладе читали конспекты, плавали на лодке по прудам, за 30-35 копеек вкусно обедали в дегустационном зале павильона «Молочная промышленность». Потом устраивали сон-час на диванчике за ширмой в павильоне «Советская культура». А одурев от учёбы, носились, врезаясь друг в друга, на аттракционных электромобильчиках. Одним словом, для нас это реально был идеальный город.
Каждая эпоха создавала свою концепцию такого социально гармоничного поселения, сочетающего архитектуру и природу. Такие города рождали в своём воображении философы-утописты: Томас Мор, Кампанелла, Фрэнсис Бэкон, изображали великие художники Пьеро делла Франческа и Рафаэль, проектировали классики архитектуры Клод Николя Леду, Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойд Райт… Мы, обитавшие в бараках и коммуналках, жили иллюзией города-сада с белоснежными павильонами, улыбчивыми свинарками и оптимистичными пастухами.
ВДНХ хороша и сегодня — несмотря на крошащийся гипс сталинского ампира и хаос барахолки, вытеснившей культуру. Это ностальгический заповедник той жизни, которой не было, но о которой мечтал каждый. Лишь бесчувственный человек, попав в этот «парк советского периода», не взгрустнёт об исчезающей мечте.
Павильон «Нефть» — зеркало страны
3 млрд долларов — на что?
На реконструкцию обещают потратить 3 млрд долл. Но мы рискуем потерять то, что осталось. В конце августа бензиновым факелом сгорел один из красивейших павильонов — «Ветеринария», построенный в 1939 г. Римская вилла с вогнутой колоннадой в последние годы использовалась как склад кормов, ведь, по мнению руководства ВВЦ, павильон не представляет исторической и художественной ценности. Шестью годами ранее по той же причине сгорел павильон «Охота и звероводство». Красоту его удлинённой ротонды можно увидеть лишь на архивных фото. Концепция возрождения ВВЦ как будто обещает восстановить как эти два павильона, так и другие, в своё время бездумно снесённые: «Таджикистан», «Урал», «Дальний Восток», «Узбекская чайхана», «Мороженое»… Верится, однако, с трудом, потому что так не бывает: одно восстановим, а другое уничтожим. Именно разборка менее заметных исторических сооружений «зашита», хотя и откровенно не провозглашена в новой концепции.
Если центральную аллею выставки с возрождёнными национальными павильонами решено сберечь, но помимо этого построить центр инноваций, несколько гостиниц, гигантский парк развлечений, конгресс-центр, конноспортивный комплекс, значит, под эти грандиозные планы придётся расчищать территорию. И понятно какую: тихие уютные уголки по всей подковообразной периферии.
Проектировщиков слегка смущает, что они посягают на особо охраняемую природную зону, строительство на которой запрещено законом. Вот и обещают сменить статус ВВЦ на «достопримечательное место». Новый статус позволит самое ценное (по мнению авторов концепции) лучше сохранять, а менее ценное (по их же мнению) принести в жертву концепции.
Мы обошли с Алексеем Клименко, членом президиума экспертного совета при главном архитекторе Москвы, эти «менее ценные» постройки, не числящиеся в реестре охраняемых исторических памятников. У павильона «Лесная промышленность» отваливаются куски капителей (верхних частей колонн), сквозь зияющие прорехи в стенах просвечивает дранка. Павильон «Физкультура и спорт», напоминающий римский мавзолей, печально перемигивается через пруд с бывшим рестораном «Золотой колос» — некогда роскошной виллой, превратившейся в замызганный склад. Павильон «Нефть», где, как в капле воды, отражается суть и роль кормящей Россию отрасли: к помпезному дворцу ведёт лестница, почти лишённая ступеней, — блеск и нищета! Воздушная ротонда бывшего павильона «Главкондитер» и симметричные навесы с лёгкими ионическими колоннами обезображены грубой кровлей фасадных лестниц. Напротив — бывший павильон «Главконсерв». Очаровательный овал с колоннадой, служащий сегодня гастрономом, чудом сохранил оконные прорезные панно из дерева с муляжами стеклянных банок — наивная реклама консервов. Эти павильоны, как и уютные домики «Новой деревни», спроектированной в мастерской Ивана Жолтовского, обречены на снос, хотя исправно служат по сей день. Но где им тягаться с монстрами индустрии развлечений, обещающими быструю прибыль.
«Мы потеряем блистательную иллюзию, — говорит А. Клименко, — которая дорога людям старших поколений, а молодёжи рассказывает о красочной ширме, скрывавшей правду о той стране, в которой жили их родители. Этот ансамбль должен сохранить функцию музейного комплекса. Здесь можно крутить советские фильмы и музыку минувшей эпохи, продавать газировку с сиропом и книги с иллюстрациями советских художников, возить на ретроавтобусах и по-прежнему демонстрировать достижения современных фермеров. Ведь чем дальше прошлое уходит, тем острее к нему интерес. Убеждён, что будущее ВВЦ должно решаться не в тиши кабинетов, а на специально созданном общественном совете».Источник Статья добавлена piv-ka
23.12.2011 01:25