Индустрия развлечений за последние десятилетия сформировалась в относительно самостоятельную отрасль и развивается самыми высокими темпами среди всех отраслей. Статистика это подтверждает. По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), российская индустрия развлечений в 2012 г., продемонстрировала самые высокие темпы роста в Европе (7,1%), и её объем достигает $21,1 млрд. По данным TNS Gallup, средний россиянин тратит на развлечения 5-7% своей зарплаты.
Это предопределило высокую инвестиционную привлекательность относительно молодой отрасли, когда высокая степень неопределенности и риска компенсировалась высокой нормой прибыли. Однако, по мере созревания отрасли и самих предпринимателей, склонность к риску ради быстрой прибыли постепенно уступает желанию сохранить устойчивость и способность противостоять внешним и внутренним шокам в длительной перспективе. А для этого надо знать: какие опасности и в какой степени возможны, как можно снизить их вероятность и размер ущерба и, что делать, если неблагоприятные для бизнеса события все-таки наступают. Конечно, можно положиться на свой богатый жизненный опыт и интуицию, что и делают в подавляющем большинстве молодые предприниматели, но серьезный и стабильный бизнес так не построишь. Современная фирма немыслима без развитой и непрерывной системы управления риском, полагаться на случай в мире новых технологий – «пагубная самонадеянность».
Знание объективных законов позволяет прогнозировать развитие событий, предсказывать и предупреждать возникновение неблагоприятных ситуаций. Таким образом, уже не риск управляет вами, а вы управляете риском. Конечно без науки, основываясь только на практическом опыте, выявлять причинно-следственные связи, приводящие к событиям, наносящим ущерб – долго и неэффективно. Поэтому, помощь ученых в анализе и оценке рисков является весьма актуальной. Но только усилиями ученых все проблемы риск-менеджмента тоже не решить. Только тесное взаимодействие на основе научных знаний, опыта практического менеджмента и полной и достоверной информации о конкретных процессах, возможно выявить и оценить риски, наметить конкретные пути их преодоления.
Справедливости ради, необходимо отметить, что до сих пор индустрия развлечений мало интересовала экономическую науку, как объект исследования, но рост ее значения для развития экономики, требует научного осмысления. С другой стороны, спрос на научные знания со стороны бизнеса тоже не велик. Участников рынка развлекательных услуг интересуют цены на оборудование, аренду, тарифы, прибыльность различных видов деятельности, но не закономерности и риски, связанные с этой деятельностью. Очевидно, что риски и неопределенность наши бизнесмены воспринимают, как неизбежное зло, и стараются компенсировать возможные потери за счет максимизации прибыли в короткий период. Как показывает анализ уже провалившихся и находящихся в стадии реализации бизнес проектов, около 70% рисков закладывается уже на стадии проектирования, в результате стремления инвестора максимально сократить инвестиционные издержки. Практически полностью игнорируются возможности страхования, о котором вспоминают только после наступления страховых случаев, а потери, возникающие в результате нестрахуемых рисков, автоматически относят на издержки производства. А затем с удивлением обнаруживают насколько реальные издержки превышают расчетные затраты на ведение дела.
При разработке инвестиционного проекта, в первую очередь, необходимо сделать анализ внешних рисков для того, чтобы определить степень устойчивости к внешним шокам, на которые фирма не может повлиять, но от них можно застраховаться или, если они не страхуемые, уклониться или принять на себя, предусмотрев мероприятия и резервы для устранения негативных последствий. Пожалуй, индустрия развлечений, как ни одна другая сфера деятельности подвержена воздействию внешних рисков. Она первой реагирует изменения политической ситуации в стране и мире, культурные и религиозные особенности населения, социально-психологические факторы, экологию и климат, колебания финансовой конъюнктуры и доходы населения. Эта отрасль становится все более инновационной, а отсюда и риски, связанные с инновациями и использованием интеллектуальной собственности. Для разработки системы управления этими рисками недостаточно знаний и навыков отдельных специалистов.
Требуется целенаправленная работа консалтинговых групп, обладающих высшим научным знанием и опытом практической работы организации бизнес-процессов. Сегодня это редкое сочетание навыков, поэтому сложно сформировать консалтинговую компанию, специализирующуюся на управлении риском, но мы это сделали и, и хотя наш опыт внедрения систем риск-менеджмента еще относительно небольшой, наши ключевые специалисты решали не менее сложные задачи.
Руденков Игорь Александрович - доцент, кандидат экономических наук, директор "Восточно-Европейской Консалтинговой Компании" Источник
Статья добавлена Татьяна 22.04.2013 07:37
Это предопределило высокую инвестиционную привлекательность относительно молодой отрасли, когда высокая степень неопределенности и риска компенсировалась высокой нормой прибыли. Однако, по мере созревания отрасли и самих предпринимателей, склонность к риску ради быстрой прибыли постепенно уступает желанию сохранить устойчивость и способность противостоять внешним и внутренним шокам в длительной перспективе. А для этого надо знать: какие опасности и в какой степени возможны, как можно снизить их вероятность и размер ущерба и, что делать, если неблагоприятные для бизнеса события все-таки наступают. Конечно, можно положиться на свой богатый жизненный опыт и интуицию, что и делают в подавляющем большинстве молодые предприниматели, но серьезный и стабильный бизнес так не построишь. Современная фирма немыслима без развитой и непрерывной системы управления риском, полагаться на случай в мире новых технологий – «пагубная самонадеянность».
Знание объективных законов позволяет прогнозировать развитие событий, предсказывать и предупреждать возникновение неблагоприятных ситуаций. Таким образом, уже не риск управляет вами, а вы управляете риском. Конечно без науки, основываясь только на практическом опыте, выявлять причинно-следственные связи, приводящие к событиям, наносящим ущерб – долго и неэффективно. Поэтому, помощь ученых в анализе и оценке рисков является весьма актуальной. Но только усилиями ученых все проблемы риск-менеджмента тоже не решить. Только тесное взаимодействие на основе научных знаний, опыта практического менеджмента и полной и достоверной информации о конкретных процессах, возможно выявить и оценить риски, наметить конкретные пути их преодоления.
Справедливости ради, необходимо отметить, что до сих пор индустрия развлечений мало интересовала экономическую науку, как объект исследования, но рост ее значения для развития экономики, требует научного осмысления. С другой стороны, спрос на научные знания со стороны бизнеса тоже не велик. Участников рынка развлекательных услуг интересуют цены на оборудование, аренду, тарифы, прибыльность различных видов деятельности, но не закономерности и риски, связанные с этой деятельностью. Очевидно, что риски и неопределенность наши бизнесмены воспринимают, как неизбежное зло, и стараются компенсировать возможные потери за счет максимизации прибыли в короткий период. Как показывает анализ уже провалившихся и находящихся в стадии реализации бизнес проектов, около 70% рисков закладывается уже на стадии проектирования, в результате стремления инвестора максимально сократить инвестиционные издержки. Практически полностью игнорируются возможности страхования, о котором вспоминают только после наступления страховых случаев, а потери, возникающие в результате нестрахуемых рисков, автоматически относят на издержки производства. А затем с удивлением обнаруживают насколько реальные издержки превышают расчетные затраты на ведение дела.
При разработке инвестиционного проекта, в первую очередь, необходимо сделать анализ внешних рисков для того, чтобы определить степень устойчивости к внешним шокам, на которые фирма не может повлиять, но от них можно застраховаться или, если они не страхуемые, уклониться или принять на себя, предусмотрев мероприятия и резервы для устранения негативных последствий. Пожалуй, индустрия развлечений, как ни одна другая сфера деятельности подвержена воздействию внешних рисков. Она первой реагирует изменения политической ситуации в стране и мире, культурные и религиозные особенности населения, социально-психологические факторы, экологию и климат, колебания финансовой конъюнктуры и доходы населения. Эта отрасль становится все более инновационной, а отсюда и риски, связанные с инновациями и использованием интеллектуальной собственности. Для разработки системы управления этими рисками недостаточно знаний и навыков отдельных специалистов.
Требуется целенаправленная работа консалтинговых групп, обладающих высшим научным знанием и опытом практической работы организации бизнес-процессов. Сегодня это редкое сочетание навыков, поэтому сложно сформировать консалтинговую компанию, специализирующуюся на управлении риском, но мы это сделали и, и хотя наш опыт внедрения систем риск-менеджмента еще относительно небольшой, наши ключевые специалисты решали не менее сложные задачи.
Руденков Игорь Александрович - доцент, кандидат экономических наук, директор "Восточно-Европейской Консалтинговой Компании" Источник Статья добавлена Татьяна
22.04.2013 07:37