Среди главных проблем технической сферы Петербурга – парки аттракционов. Любимое детское развлечение может грозить малышам и их родителям серьезной опасностью для жизни и здоровья. Тем более контроль за деятельностью развлекательных парков у нас до сих пор находится на очень низком уровне. Хотя после каждого происшествия на каруселях речь об этом ведется, но громкими словами все и ограничивается.
По идее, контролировать состояние городских аттракционов обязаны специалисты Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор). Эксперты каждый год должны осматривать карусели и выдавать их владельцам заключение о допуске к эксплуатации. В петербургском Гостехнадзоре есть даже специальный отдел, работники которого курируют эту сферу. Но отдел, прямо скажем, не слишком многочисленный – всего несколько человек, а работы для них в городе непочатый край. Одних только официально зарегистрированных парков аттракционов в Петербурге около 30. А еще есть «бродячие» передвижные комплексы, колесящие в поисках заработка по всей стране.
В идеале свидетельством стопроцентной гарантии безопасности должен служить талон технического освидетельствования, который выдается предпринимателям после проверки карусели. Такой талон обязательно должен быть у смотрителя каждого аттракциона, а хозяин развлекательного парка обязан вывесить его на стенде перед ним. И если в большинстве крупных комплексов (например, в самом известном петербургском аттракционном парке «Диво-Остров», Московском парке Победы или в Парке имени Бабушкина) требования соблюдаются, то в карусельных центрах поменьше это происходит далеко не всегда.
– Все документы в порядке, при первом требовании посетителей предъявим, – говорит смотритель небольшого развлекательного центра (4 карусели и маленькое колесо обозрения), расположенного недалеко от большого торгового центра в одном из спальных районов Петербурга. – Дело в том, что дождь постоянно портит копии талонов технического освидетельствования, да и не спрашивает их никто. У нас и посетителей-то не так много.
Слова работника парка подтверждаются практически сразу. К карусели, изображающей летящих лебедей, подходит женщина с маленькой дочкой. Пока глава семейства совершал покупки в супермаркете, мама решила развлечь ребенка катанием. Девочка отправилась в «полет», а родительница наблюдала за ней с земли.
– Мне и в голову не приходило, что здесь могут быть какие-то неисправности, – рассказала Наталья. – Дочка на этих каруселях постоянно катается, мы за продуктами раз в неделю ездим, а ей скучно по магазину ходить. Ни разу еще никаких проблем не возникало.
К слову, все разрешительные документы действительно оказались в порядке. Но ведь вполне могло быть и иначе.
– Петербуржцы слишком мало внимания уделяют безопасности, – сообщил источник в петербургском отделении Гостехнадзора. – Наши сотрудники не могут каждый день обходить парки и проверять, выставили ли их хозяева на всеобщее обозрение информацию о дате проверки аттракциона и его допуске к работе или нет. За последние полгода от жителей не поступило ни одного сигнала о нарушениях.
По словам эксперта, Петербург в плане технической безопасности каруселей находится на одном из первых мест не только в России, но и в Восточной Европе.
– У нас за этим все-таки следят, – продолжил собеседник . – Вот я был недавно в Уфе, Самаре, Костроме – там все обстоит намного хуже. К сожалению, в небольших развлекательных центрах нарушений хватает. Впрочем, они скорее связаны с правилами размещения аттракционов и предоставления информации, а не с техническим состоянием.
Как сообщил чиновник, специалисты Гостехзнадзора часто сталкиваются с юридическими препонами. По идее, главным документом, которым при вынесении решения о допуске или недопуске карусели к работе, должен стать специальный технический регламент. Но его разработка с переменным успехом вяло идет уже больше семи лет, и конечного результата в обозримом будущем не видно. К тому же государство, по сути, дистанцировалось от ответственности. Сейчас при несчастном случае отвечать придется только владельцу аттракционов. Или, как водится в нашей стране, «стрелочнику». А как иначе, если обязательных требований к безопасности каруселей в России до сих пор нет?
– Гостехнадзор имеет право только выдавать разрешение на размещение аттракционов или приостановку их деятельности в результате несчастного случая, – говорит источник . – Нигде в документах не прописано, что наши инспекторы могут закрыть парк развлечений в том случае, если есть опасность аварии. То есть даже в случае серьезной угрозы для гостей комплекса решение о том, продолжать ли дальнейшую работу, принимает на свой страх и риск руководитель парка. А соблазн у тех велик – ведь прибыль серьезная, а штрафы с ней несравнимы.
Петербургские депутаты с подачи экспертов Гостехнадзора уже несколько раз пытались убедить своих федеральных коллег законодательно назначить орган, отвечающий за контроль технического состояния аттракционов. Последнюю попытку предприняли весной нынешнего года, когда в Госдуму из Законодательного собрания отправился законопроект о внесении изменений в технический регламент о безопасности аттракционов. Правда, до него у парламентариев руки пока не дошли, хотя, как полагают эксперты, есть надежда, что документ думцы рассмотрят уже осенью.
Пока же схема остается прежней. Желающие начать в Петербурге аттракционный бизнес подают заявку в комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (КЭРППиТ). Оттуда документ направляется в Гостехнадзор, специалисты которого выдают заключение: можно ли размещать на определенной территории карусели или нет. Если заключение положительное, КЭРППиТ включает компанию-заявителя (либо частного предпринимателя) в специальный реестр фирм, занимающихся развлекательной деятельностью. В документе указывается место дислокации аттракционов, а также их характеристики. После этого все зависит только от бизнесменов.
Еще один главный вопрос – возраст петербургских аттракционов. Почти половина – это подержанные импортные карусели. Остальное – советское наследие, доставшееся российским бизнесменам из закрытых или реформированных парков культуры и отдыха. Причем старые отечественные модели, как выясняется, намного безопаснее.
– В Советском Союзе к подобным конструкциям предъявлялись очень жесткие требования, особенно при производстве, – рассказывает эксперт развлекательного рынка Петербурга Ирина Захаренко. – Запас прочности их металлоконструкций в 5–6 раз выше предельно допустимого по документам срока эксплуатации. Так что при надлежащем уходе они вполне способны с успехом работать еще 30–40 лет. Надлежащий уход – это периодическая полная разборка каруселей, проверка механизмов, смазывание частей и так далее. Обычно такие манипуляции проделываются раз в 13–15 лет. Все эти факторы старят металл быстрее, чем, допустим, в Центральной полосе России. С каруселями иностранного производства все гораздо сложнее.
По словам Ирины Захаренко, импортная техника поступает в Россию после того, как проработает на пределе возможностей в зарубежных парках не меньше 10 лет. В странах Западной Европы (например, той же Финляндии, куда так любят ездить за развлечениями петербуржцы) такой аппарат уже считается старым и подлежит обязательной замене. А российские бизнесмены с удовольствием приобретают его, чтобы использовать на родине. Наиболее опасными являются, по мнению эксперта, так называемые «экстремальные» карусели: американские горки, вертушки и тому подобные агрегаты. Ничего удивительного в этом нет – нагрузка на основные узлы этой техники гораздо выше, чем на обычных качелях или колесах обозрения.
Несмотря на довольно оптимистические экспертные оценки технического состояния городского парка аттракционов, возможности очередного ЧП, связанного с каруселями, специалисты исключить не могут. Причем «метод исключения» здесь не работает. По статистике, большинство ЧП в Петербурге происходит в крупных развлекательных комплексах. «Диво-Остров», например, каждый год попадает в сводки новостей в связи с поломкой или остановкой во время движения какого-нибудь агрегата.
– Это вовсе не значит, что данный парк развлечений является самым опасным в городе, – говорит Ирина Захаренко. – Просто здесь каждый день катаются тысячи человек. Если мы посмотрим в процентном отношении, то особой разницы между крупными и мелкими парками не увидим. Без технического регламента не обойтись. Если закон назначит ответственных за состояние каруселей, к которым в случае аварии можно будет применить серьезные санкции, за техническим состоянием аттракционов станут следить лучше. Чиновники – из-за боязни лишиться своего места и угодить в тюрьму, хозяева парков – из страха закрытия бизнеса.Источник
Новость добавлена piv-ka 18.08.2011 04:26
Любимое детское развлечение может грозить малышам и их родителям серьезной опасностью для жизни и здоровья. Тем более контроль за деятельностью развлекательных парков у нас до сих пор находится на очень низком уровне. Хотя после каждого происшествия на каруселях речь об этом ведется, но громкими словами все и ограничивается.
По идее, контролировать состояние городских аттракционов обязаны специалисты Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор). Эксперты каждый год должны осматривать карусели и выдавать их владельцам заключение о допуске к эксплуатации. В петербургском Гостехнадзоре есть даже специальный отдел, работники которого курируют эту сферу. Но отдел, прямо скажем, не слишком многочисленный – всего несколько человек, а работы для них в городе непочатый край. Одних только официально зарегистрированных парков аттракционов в Петербурге около 30. А еще есть «бродячие» передвижные комплексы, колесящие в поисках заработка по всей стране.
В идеале свидетельством стопроцентной гарантии безопасности должен служить талон технического освидетельствования, который выдается предпринимателям после проверки карусели. Такой талон обязательно должен быть у смотрителя каждого аттракциона, а хозяин развлекательного парка обязан вывесить его на стенде перед ним. И если в большинстве крупных комплексов (например, в самом известном петербургском аттракционном парке «Диво-Остров», Московском парке Победы или в Парке имени Бабушкина) требования соблюдаются, то в карусельных центрах поменьше это происходит далеко не всегда.
– Все документы в порядке, при первом требовании посетителей предъявим, – говорит смотритель небольшого развлекательного центра (4 карусели и маленькое колесо обозрения), расположенного недалеко от большого торгового центра в одном из спальных районов Петербурга. – Дело в том, что дождь постоянно портит копии талонов технического освидетельствования, да и не спрашивает их никто. У нас и посетителей-то не так много.
Слова работника парка подтверждаются практически сразу. К карусели, изображающей летящих лебедей, подходит женщина с маленькой дочкой. Пока глава семейства совершал покупки в супермаркете, мама решила развлечь ребенка катанием. Девочка отправилась в «полет», а родительница наблюдала за ней с земли.
– Мне и в голову не приходило, что здесь могут быть какие-то неисправности, – рассказала Наталья. – Дочка на этих каруселях постоянно катается, мы за продуктами раз в неделю ездим, а ей скучно по магазину ходить. Ни разу еще никаких проблем не возникало.
К слову, все разрешительные документы действительно оказались в порядке. Но ведь вполне могло быть и иначе.
– Петербуржцы слишком мало внимания уделяют безопасности, – сообщил источник в петербургском отделении Гостехнадзора. – Наши сотрудники не могут каждый день обходить парки и проверять, выставили ли их хозяева на всеобщее обозрение информацию о дате проверки аттракциона и его допуске к работе или нет. За последние полгода от жителей не поступило ни одного сигнала о нарушениях.
По словам эксперта, Петербург в плане технической безопасности каруселей находится на одном из первых мест не только в России, но и в Восточной Европе.
– У нас за этим все-таки следят, – продолжил собеседник . – Вот я был недавно в Уфе, Самаре, Костроме – там все обстоит намного хуже. К сожалению, в небольших развлекательных центрах нарушений хватает. Впрочем, они скорее связаны с правилами размещения аттракционов и предоставления информации, а не с техническим состоянием.
Как сообщил чиновник, специалисты Гостехзнадзора часто сталкиваются с юридическими препонами. По идее, главным документом, которым при вынесении решения о допуске или недопуске карусели к работе, должен стать специальный технический регламент. Но его разработка с переменным успехом вяло идет уже больше семи лет, и конечного результата в обозримом будущем не видно. К тому же государство, по сути, дистанцировалось от ответственности. Сейчас при несчастном случае отвечать придется только владельцу аттракционов. Или, как водится в нашей стране, «стрелочнику». А как иначе, если обязательных требований к безопасности каруселей в России до сих пор нет?
– Гостехнадзор имеет право только выдавать разрешение на размещение аттракционов или приостановку их деятельности в результате несчастного случая, – говорит источник . – Нигде в документах не прописано, что наши инспекторы могут закрыть парк развлечений в том случае, если есть опасность аварии. То есть даже в случае серьезной угрозы для гостей комплекса решение о том, продолжать ли дальнейшую работу, принимает на свой страх и риск руководитель парка. А соблазн у тех велик – ведь прибыль серьезная, а штрафы с ней несравнимы.
Петербургские депутаты с подачи экспертов Гостехнадзора уже несколько раз пытались убедить своих федеральных коллег законодательно назначить орган, отвечающий за контроль технического состояния аттракционов. Последнюю попытку предприняли весной нынешнего года, когда в Госдуму из Законодательного собрания отправился законопроект о внесении изменений в технический регламент о безопасности аттракционов. Правда, до него у парламентариев руки пока не дошли, хотя, как полагают эксперты, есть надежда, что документ думцы рассмотрят уже осенью.
Пока же схема остается прежней. Желающие начать в Петербурге аттракционный бизнес подают заявку в комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (КЭРППиТ). Оттуда документ направляется в Гостехнадзор, специалисты которого выдают заключение: можно ли размещать на определенной территории карусели или нет. Если заключение положительное, КЭРППиТ включает компанию-заявителя (либо частного предпринимателя) в специальный реестр фирм, занимающихся развлекательной деятельностью. В документе указывается место дислокации аттракционов, а также их характеристики. После этого все зависит только от бизнесменов.
Еще один главный вопрос – возраст петербургских аттракционов. Почти половина – это подержанные импортные карусели. Остальное – советское наследие, доставшееся российским бизнесменам из закрытых или реформированных парков культуры и отдыха. Причем старые отечественные модели, как выясняется, намного безопаснее.
– В Советском Союзе к подобным конструкциям предъявлялись очень жесткие требования, особенно при производстве, – рассказывает эксперт развлекательного рынка Петербурга Ирина Захаренко. – Запас прочности их металлоконструкций в 5–6 раз выше предельно допустимого по документам срока эксплуатации. Так что при надлежащем уходе они вполне способны с успехом работать еще 30–40 лет. Надлежащий уход – это периодическая полная разборка каруселей, проверка механизмов, смазывание частей и так далее. Обычно такие манипуляции проделываются раз в 13–15 лет. Все эти факторы старят металл быстрее, чем, допустим, в Центральной полосе России. С каруселями иностранного производства все гораздо сложнее.
По словам Ирины Захаренко, импортная техника поступает в Россию после того, как проработает на пределе возможностей в зарубежных парках не меньше 10 лет. В странах Западной Европы (например, той же Финляндии, куда так любят ездить за развлечениями петербуржцы) такой аппарат уже считается старым и подлежит обязательной замене. А российские бизнесмены с удовольствием приобретают его, чтобы использовать на родине. Наиболее опасными являются, по мнению эксперта, так называемые «экстремальные» карусели: американские горки, вертушки и тому подобные агрегаты. Ничего удивительного в этом нет – нагрузка на основные узлы этой техники гораздо выше, чем на обычных качелях или колесах обозрения.
Несмотря на довольно оптимистические экспертные оценки технического состояния городского парка аттракционов, возможности очередного ЧП, связанного с каруселями, специалисты исключить не могут. Причем «метод исключения» здесь не работает. По статистике, большинство ЧП в Петербурге происходит в крупных развлекательных комплексах. «Диво-Остров», например, каждый год попадает в сводки новостей в связи с поломкой или остановкой во время движения какого-нибудь агрегата.
– Это вовсе не значит, что данный парк развлечений является самым опасным в городе, – говорит Ирина Захаренко. – Просто здесь каждый день катаются тысячи человек. Если мы посмотрим в процентном отношении, то особой разницы между крупными и мелкими парками не увидим. Без технического регламента не обойтись. Если закон назначит ответственных за состояние каруселей, к которым в случае аварии можно будет применить серьезные санкции, за техническим состоянием аттракционов станут следить лучше. Чиновники – из-за боязни лишиться своего места и угодить в тюрьму, хозяева парков – из страха закрытия бизнеса.Источник Новость добавлена piv-ka
18.08.2011 04:26