В ТОП-листе участвуют ТЦ и ТРЦ Екатеринбурга регионального, городского и районного масштаба. В ТОП-лист не вошли специализированные центры (мебельные, строительные, продуктовые). Участники ТОП-листа разделены на сегменты на основании ценовой политики: высокий и средний.
Как проводился отбор участников
На первом этапе специалисты аналитической группы «ДК» ("Деловой квартал") сформировали список компаний, которым было предложено заполнить анкету. Также при помощи экспертных оценок были сформулированы показатели, используемые в рэнкинге. На втором этапе специалисты «ДК» разослали анкеты, в которых запрашивались конкретные характеристики деятельности. Информация была перепроверена.
По каким показателям ранжируются участники
Основной ранжирующий показатель — торговая площадь и площадь развлекательных заведений и общепита, сдаваемая в аренду, кв. м. Дополнительные показатели — количество операторов на 01.11.11; средняя посещаемость, тыс. чел./мес, общая площадь, кв. м.
Принятые сокращения
А — компании расположены в алфавитном порядке.
В/р — вне ранжирования, т. е. компания не предоставила данные, но входит в число крупнейших игроков рынка.
Н/д — нет данных, т. е. компания не предоставила данные.
Автор
ТОП-лист подготовила Елена Казанцева.
ТОП-14 крупнейших торговых и торгово-развлекательных центров
Высокий ценовой сегмент
1.«Европа" Мажаева Татьяна Владимировна
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ 10 300 кв.м. ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ 9 200 кв.м. ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБЩЕПИТА 1 100 кв.м.
1. Несколько ТЦ Екатеринбурга находятся в стадии реконцепции.
В 2009?г. была начата реконцепция ТРЦ «КИТ». В нем проведена реконструкция фасада, на месте прохода между блоками А и В организован крытый атриум, включающий зону отдыха и ресторан, открыт блок С, парковка будет расширена на 127 машино-мест. ТРЦ «Екатерининский» также находится в процессе реконцепции, которая отразится на его ценовой политике. Реконцепцию объектов планируют завершить к 2012?г. В результате ТРЦ будут позиционироваться как районные. В связи с этим будет подобран соответствующий пул арендаторов.
2. Весной 2011?г. открылся ТЦ «Калинка» в Орджоникидзевском районе.
Общая площадь?— 5?000 кв. м, количество этажей — 3 и цокольный этаж. На 1?м этаже разместился сельхозрынок, на 2?м — магазины с одеждой, обувью, детскими товарами. Якорные арендаторы — OGGI, Rieker и др. На 3?м этаже расположен парк развлечений HIPPO, на цокольном этаже — промтовары. Новый ТЦ ориентирован на покупателей среднего возраста и «демократичную» молодежь с доходом до 30?000 руб. в месяц, проживающих в микрорайонах Уралмаш и Эльмаш. На данный момент в ТЦ арендные площади заполнены на 100%.
3. В 2010?г. Российским советом ТЦ была разработана Национальная система классификации торговых центров.
Объекты классифицируются по ключевым группам: как здание, как арендный бизнес, как место шопинга и проведения досуга, как привлекательный и ликвидный актив. В итоге класс ТЦ складывается из присвоенных по каждой группе категорий (А, В или С). Всего система включает около 50 параметров оценки. Первым классифицированным в Екатеринбурге объектом стал ТРЦ «Гринвич». Ему присвоен класс А по трем параметрам. Инвестиционная привлекательность проекта не оценивалась, поскольку продавать ТРЦ его владельцы не планируют.
ТРЕНДЫ ГОДА
1. В 2011?г. рынок торговых центров Екатеринбурга практически вернулся к докризисным показателям.
По оценкам консалтинговой компании «Урал?Гермес», после кризиса все ТЦ города разделились на три группы:
-успешные (в которых арендные ставки в 2011?г. увеличивались выше роста издержек)
-устойчивые (арендные ставки повышались примерно на уровне роста издержек)
- проблемные (арендные ставки остались почти на прежнем уровне, несмотря на рост издержек).
На сегодняшний день в Екатеринбурге действует 26 ТЦ общей площадью 1?024 тыс. кв. м, а обеспеченность торговыми площадями на 1?000 жителей составляет чуть более 1?000 кв. м, что соответствует европейскому уровню.
2. Спрос на торговую недвижимость в Екатеринбурге постоянно растет, а уровень вакантных площадей сокращается.
Так, по данным Уральской палаты недвижимости, на сегодняшний день этот показатель в ТЦ города составляет примерно 3%, тогда как почти год назад он был 6%, а в конце 2009?г.?— более 10%. Наполняемость не достигает 100% в основном в тех объектах, которые были сданы недавно и испытывают некоторые трудности с привлечением арендаторов.
3. Арендные ставки в торговых центрах Екатеринбурга в течение года существенно не менялись.
Так, по данным Уральской палаты недвижимости, по итогам третьего квартала 2011?г. средний показатель арендной ставки увеличился примерно на 3?4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 2?300 руб./кв. м в месяц.
4. Конкуренция на рынке торговых центров обостряется.
По данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, до 2015?г. будет сдано 18 торговых объектов общей площадью 690 тыс.кв.м. Таким образом, через четыре года в городе будут работать 44 ТЦ общей площадью около 1, 7 млн кв.м. Уже сейчас это заставляет управляющие компании искать новые способы продвижения своих объектов. Игроки рынка утверждают, что сегодня один из самых эффективных способов привлечения и удержания клиентов — внедрение программ лояльности, например системы единых бонусных карт. Такая система уже запущена в ТРЦ «МЕГА» и «Гринвич». Над внедрением подобных программ работают и другие ТЦ. Интернет и социальные сети (Social media marketing) также активно используются управляющими компаниями для продвижения торговых центров.
5. В Екатеринбурге наблюдается дефицит районных торговых центров.
По оценкам экспертов рынка, в настоящее время более 60% действующих торговых объектов расположены в центральной части города. Как следствие, конкуренция между ними высока, поэтому, считают эксперты, перспективно размещать ТЦ в спальных районах. Планируемые к строительству в ближайшие четыре года 18 ТЦ будут расположены в районах, которые на сегодняшний день наименее обеспечены торговой недвижимостью, это Чкаловский, Октябрьский, Кировский, Орджоникидзевский, Железнодорожный, Химмаш.
ПРОГНОЗЫ
Александр Засухин директор консалтинговой компании «Урал?Гермес»
В ближайшие годы ожидается усиление уже действующих тенденций — появление концептуально новых торговых центров, обострение конкуренции, реконцепция объектов и совершенствование системы управления ими. Концептуально получат дальнейшее развитие сегменты специализированных ТЦ: ритейл?парк, аутлет?центр, строительные, спортивные, мебельные ТЦ. При этом рынок ТЦ будет бурно развиваться в отдаленных районах города, где конкуренция пока не так высока. Также усилится позиционирование торговых центров, ориентированное на основные группы потребителей по уровню доходов: сокращение доминирующего сегодня mass?market будет происходить за счет увеличения более специализированных сегментов, таких как экономкласс, дискаунтер, de luxe. Среди инфраструктурных факторов, которые окажут воздействие на рынок торговых центров в Екатеринбурге, можно отметить запуск в эксплуатацию двух новых станций метрополитена?— «Чкаловской» и «Ботанической». В связи с этим значительно изменится транспортная и пешеходная доступность многих объектов, включая торговые, существенно увеличится покупательский трафик, а те ТЦ, которые расположены вблизи станций метрополитена, могут изменить свой статус, т. е. проблемные обретут устойчивость, устойчивые могут стать успешными.
Лилия Ненашева управляющий семейным торговым центром «МЕГА Екатеринбург»
Экономика региона, как и страны в целом, в 2011?г. вернулась на докризисный уровень развития. В 2011?г. наблюдался значительный рост оборота розничной торговли, объемы ритейла также продемонстрировали увеличение. Динамика развития для нас является позитивным фактором. И если в 2008?г. количество вакантных площадей в моллах достигало 5%, то сегодня этот показатель менее 1, 5%. Изменение ситуации весной 2012?г. прогнозу не подлежит. Очевидно, что мы увидим отголоски нестабильной ситуации в еврозоне, так как основной пул наших арендаторов сегодня — это сетевые бренды, жестко завязанные на экономике Европы. С 2006 г. и, пожалуй, вплоть до 2010-го мы говорили, что существует рынок торговых центров. С 2011?г. мы уже говорим о рынке арендаторов. Сейчас арендаторы диктуют условия, а торговые центры подстраиваются под маркетинговые и бизнес?запросы ритейлеров. К 2012?г. мы не увидим ни одного торгового центра с уникальным тенант?миксом, все объекты станут очень похожими. Основными методами продвижения для торговых центров станут новые услуги и сервисы, уникальные концепции и позиционирование. Мы увидим продолжающуюся экспансию европейских брендов на уральский рынок и, возможно, более отчетливо проследим экспансию американских брендов.
№ 40 (803) от 7 ноября 2011 "Деловой квартал" г. ЕкатеринбургИсточник
Новость добавлена piv-ka 14.11.2011 03:38
Как проводился отбор участников
На первом этапе специалисты аналитической группы «ДК» ("Деловой квартал") сформировали список компаний, которым было предложено заполнить анкету. Также при помощи экспертных оценок были сформулированы показатели, используемые в рэнкинге. На втором этапе специалисты «ДК» разослали анкеты, в которых запрашивались конкретные характеристики деятельности. Информация была перепроверена.
По каким показателям ранжируются участники
Основной ранжирующий показатель — торговая площадь и площадь развлекательных заведений и общепита, сдаваемая в аренду, кв. м. Дополнительные показатели — количество операторов на 01.11.11; средняя посещаемость, тыс. чел./мес, общая площадь, кв. м.
Принятые сокращения
А — компании расположены в алфавитном порядке.
В/р — вне ранжирования, т. е. компания не предоставила данные, но входит в число крупнейших игроков рынка.
Н/д — нет данных, т. е. компания не предоставила данные.
Автор
ТОП-лист подготовила Елена Казанцева.
ТОП-14 крупнейших торговых и торгово-развлекательных центров
Высокий ценовой сегмент
1.«Европа" Мажаева Татьяна Владимировна
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ 10 300 кв.м.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ 9 200 кв.м.
ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБЩЕПИТА 1 100 кв.м.
КОНТАКТЫ тел. 253-70-70 www.evropa-center.ru
2. «Универбыт» Красовский Сергей Артурович
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ 4 377 кв.м.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ 4 294 кв.м.
ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБЩЕПИТА 83 кв.м.
КОНТАКТЫ тел. 233-30-12 www.univerbyt.ru
3. «Гермес-Плаза» Корабельников Андрей Николаевич
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ 3 400 кв.м.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ 3 400 кв.м.
ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБЩЕПИТА 0 кв.м.
КОНТАКТЫ тел. 385-02-00 www.germesplaza.ru
Средний ценовой сегмент
1. «МЕГА Екатеринбург» Ненашева Лилия Михайловна
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ 131 000 кв.м.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ 129 563 кв.м.
ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБЩЕПИТА 1 437 кв.м.
КОНТАКТЫ тел. 356-71-32 | www.megamall.ru
2. «Гринвич» Сарапульцев Дмитрий Владимирович
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ 107 800 кв.м.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ 98 000 кв.м.
ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБЩЕПИТА 9 800 кв.м.
КОНТАКТЫ тел. 222-25-25 www.grinvich.com
3. «КомсоМОЛЛ» Мальцев Алексей Николаевич
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ 56 000 кв.м.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ 44 000 кв.м.
ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБЩЕПИТА 12 000 кв.м.
4. «Алатырь» Магарас Григорий Абрамович
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ 50 750 кв.м.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ 40 000 кв.м.
ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБЩЕПИТА 10 750 кв.м.
КОНТАКТЫ тел. 253-58-55 www.trc-alatir.ru
5. «Парк Хаус» Николайченков Сергей Юрьевич**
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ 42 000*** кв.м.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ 33 000 кв.м.
ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБЩЕПИТА 9 000 кв.м.
КОНТАКТЫ тел. 216-56-06 www.parkhouse-mall.ru
6. «Мегаполис» Хабаров Михаил Юрьевич
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ 25 946*** кв.м.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ 20 486 кв.м.
ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБЩЕПИТА 5 460 кв.м.
КОНТАКТЫ тел. 385-10-00 www.megapolis66.ru
7. «Антей" Гавриловский Андрей Николаевич
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ 22 300 кв.м.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ 18 000 кв.м.
ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБЩЕПИТА 4 300 кв.м.
КОНТАКТЫ тел. 379-58-54 www.tc-antey.ru
8. «Дирижабль»* Валов Дмитрий Александрович
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ 19 583 кв.м.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ 17 516 кв.м.
ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБЩЕПИТА 2 067 кв.м.
КОНТАКТЫ тел. 278-09-89 www.dirigabl.ru
9. «Успенский» Базеров Леонид Сергеевич
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ 15 638 кв.м.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ 14 638 кв.м.
ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБЩЕПИТА 1 000 кв.м.
КОНТАКТЫ тел. 371-67-44 www.uspenskiy.ru
10. «Фан Фан» Гараев Ренат Ильмирович
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ 15 500 кв.м.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ 12 000 кв.м.
ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБЩЕПИТА 3 500 кв.м.
КОНТАКТЫ тел. 344-04-40 www.fanfan-ekb.ru
СОБЫТИЯ ГОДА
1. Несколько ТЦ Екатеринбурга находятся в стадии реконцепции.
В 2009?г. была начата реконцепция ТРЦ «КИТ». В нем проведена реконструкция фасада, на месте прохода между блоками А и В организован крытый атриум, включающий зону отдыха и ресторан, открыт блок С, парковка будет расширена на 127 машино-мест. ТРЦ «Екатерининский» также находится в процессе реконцепции, которая отразится на его ценовой политике. Реконцепцию объектов планируют завершить к 2012?г. В результате ТРЦ будут позиционироваться как районные. В связи с этим будет подобран соответствующий пул арендаторов.
2. Весной 2011?г. открылся ТЦ «Калинка» в Орджоникидзевском районе.
Общая площадь?— 5?000 кв. м, количество этажей — 3 и цокольный этаж. На 1?м этаже разместился сельхозрынок, на 2?м — магазины с одеждой, обувью, детскими товарами. Якорные арендаторы — OGGI, Rieker и др. На 3?м этаже расположен парк развлечений HIPPO, на цокольном этаже — промтовары. Новый ТЦ ориентирован на покупателей среднего возраста и «демократичную» молодежь с доходом до 30?000 руб. в месяц, проживающих в микрорайонах Уралмаш и Эльмаш. На данный момент в ТЦ арендные площади заполнены на 100%.
3. В 2010?г. Российским советом ТЦ была разработана Национальная система классификации торговых центров.
Объекты классифицируются по ключевым группам: как здание, как арендный бизнес, как место шопинга и проведения досуга, как привлекательный и ликвидный актив. В итоге класс ТЦ складывается из присвоенных по каждой группе категорий (А, В или С). Всего система включает около 50 параметров оценки. Первым классифицированным в Екатеринбурге объектом стал ТРЦ «Гринвич». Ему присвоен класс А по трем параметрам. Инвестиционная привлекательность проекта не оценивалась, поскольку продавать ТРЦ его владельцы не планируют.
ТРЕНДЫ ГОДА
1. В 2011?г. рынок торговых центров Екатеринбурга практически вернулся к докризисным показателям.
По оценкам консалтинговой компании «Урал?Гермес», после кризиса все ТЦ города разделились на три группы:
-успешные (в которых арендные ставки в 2011?г. увеличивались выше роста издержек)
-устойчивые (арендные ставки повышались примерно на уровне роста издержек)
- проблемные (арендные ставки остались почти на прежнем уровне, несмотря на рост издержек).
На сегодняшний день в Екатеринбурге действует 26 ТЦ общей площадью 1?024 тыс. кв. м, а обеспеченность торговыми площадями на 1?000 жителей составляет чуть более 1?000 кв. м, что соответствует европейскому уровню.
2. Спрос на торговую недвижимость в Екатеринбурге постоянно растет, а уровень вакантных площадей сокращается.
Так, по данным Уральской палаты недвижимости, на сегодняшний день этот показатель в ТЦ города составляет примерно 3%, тогда как почти год назад он был 6%, а в конце 2009?г.?— более 10%. Наполняемость не достигает 100% в основном в тех объектах, которые были сданы недавно и испытывают некоторые трудности с привлечением арендаторов.
3. Арендные ставки в торговых центрах Екатеринбурга в течение года существенно не менялись.
Так, по данным Уральской палаты недвижимости, по итогам третьего квартала 2011?г. средний показатель арендной ставки увеличился примерно на 3?4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 2?300 руб./кв. м в месяц.
4. Конкуренция на рынке торговых центров обостряется.
По данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, до 2015?г. будет сдано 18 торговых объектов общей площадью 690 тыс.кв.м. Таким образом, через четыре года в городе будут работать 44 ТЦ общей площадью около 1, 7 млн кв.м. Уже сейчас это заставляет управляющие компании искать новые способы продвижения своих объектов. Игроки рынка утверждают, что сегодня один из самых эффективных способов привлечения и удержания клиентов — внедрение программ лояльности, например системы единых бонусных карт. Такая система уже запущена в ТРЦ «МЕГА» и «Гринвич». Над внедрением подобных программ работают и другие ТЦ. Интернет и социальные сети (Social media marketing) также активно используются управляющими компаниями для продвижения торговых центров.
5. В Екатеринбурге наблюдается дефицит районных торговых центров.
По оценкам экспертов рынка, в настоящее время более 60% действующих торговых объектов расположены в центральной части города. Как следствие, конкуренция между ними высока, поэтому, считают эксперты, перспективно размещать ТЦ в спальных районах. Планируемые к строительству в ближайшие четыре года 18 ТЦ будут расположены в районах, которые на сегодняшний день наименее обеспечены торговой недвижимостью, это Чкаловский, Октябрьский, Кировский, Орджоникидзевский, Железнодорожный, Химмаш.
ПРОГНОЗЫ
Александр Засухин
директор консалтинговой компании «Урал?Гермес»
В ближайшие годы ожидается усиление уже действующих тенденций — появление концептуально новых торговых центров, обострение конкуренции, реконцепция объектов и совершенствование системы управления ими. Концептуально получат дальнейшее развитие сегменты специализированных ТЦ: ритейл?парк, аутлет?центр, строительные, спортивные, мебельные ТЦ. При этом рынок ТЦ будет бурно развиваться в отдаленных районах города, где конкуренция пока не так высока. Также усилится позиционирование торговых центров, ориентированное на основные группы потребителей по уровню доходов: сокращение доминирующего сегодня mass?market будет происходить за счет увеличения более специализированных сегментов, таких как экономкласс, дискаунтер, de luxe. Среди инфраструктурных факторов, которые окажут воздействие на рынок торговых центров в Екатеринбурге, можно отметить запуск в эксплуатацию двух новых станций метрополитена?— «Чкаловской» и «Ботанической». В связи с этим значительно изменится транспортная и пешеходная доступность многих объектов, включая торговые, существенно увеличится покупательский трафик, а те ТЦ, которые расположены вблизи станций метрополитена, могут изменить свой статус, т. е. проблемные обретут устойчивость, устойчивые могут стать успешными.
Лилия Ненашева
управляющий семейным торговым центром «МЕГА Екатеринбург»
Экономика региона, как и страны в целом, в 2011?г. вернулась на докризисный уровень развития. В 2011?г. наблюдался значительный рост оборота розничной торговли, объемы ритейла также продемонстрировали увеличение. Динамика развития для нас является позитивным фактором. И если в 2008?г. количество вакантных площадей в моллах достигало 5%, то сегодня этот показатель менее 1, 5%. Изменение ситуации весной 2012?г. прогнозу не подлежит. Очевидно, что мы увидим отголоски нестабильной ситуации в еврозоне, так как основной пул наших арендаторов сегодня — это сетевые бренды, жестко завязанные на экономике Европы. С 2006 г. и, пожалуй, вплоть до 2010-го мы говорили, что существует рынок торговых центров. С 2011?г. мы уже говорим о рынке арендаторов. Сейчас арендаторы диктуют условия, а торговые центры подстраиваются под маркетинговые и бизнес?запросы ритейлеров. К 2012?г. мы не увидим ни одного торгового центра с уникальным тенант?миксом, все объекты станут очень похожими. Основными методами продвижения для торговых центров станут новые услуги и сервисы, уникальные концепции и позиционирование. Мы увидим продолжающуюся экспансию европейских брендов на уральский рынок и, возможно, более отчетливо проследим экспансию американских брендов.
№ 40 (803) от 7 ноября 2011 "Деловой квартал" г. ЕкатеринбургИсточник Новость добавлена piv-ka
14.11.2011 03:38