В «Мире» не так, как в мире. Поэт Глеб Шульпяков объясняет, как решить проблему «Детского мира»
#1
Осенью прошлого года мне предложили войти в Родительский комитет, наблюдающий за реконструкцией магазина «Центральный детский мир на Лубянке». Инициатором выступил девелопер проекта. Задача перед комитетом ставилась следующая — сформулировать идеологию «Детского мира» как не имеющего аналогов, уникального и т.д.
Как и миллионам людей, мне хотелось, чтобы наш «Детский мир» не исчез с карты Москвы. Не превратился в обычный шопинг-молл. Думаю, по той же причине в состав комитета вошли остальные участники. Других резонов у нас в общем-то не было.
Через некоторое время члены комитета отправились в деловую поездку — посмотреть, как устроены знаменитые детские магазины Лондона и Нью-Йорка. Не самая тяжелая работа, если честно.
Обозреватель «МН» Татьяна Малкина о долгой жизни старого «Детского мира» :
Обычно я очень сочувствую деятельности «Архнадзора» и пристально слежу за ней. Однако в последнее время заметила, что к сочувствию начинает примешиваться раздражение. Годы идут, а от архнадзоровцев я вижу примерно одно и то же — благородное негодование и глубокие обмороки, в которые канарейка в шахте все падает и падает, оставаясь вечно живой, хоть шахта уже вся заполнена метаном.
Мы прочесали лучшие детские магазины. Добросовестно (на диктофоны и камеры) зафиксировали десятки идей, пригодных для Москвы. И только один вопрос остался для меня без ответа: способны ли в принципе принимать такого рода решения детские писатели, поэты, артисты? Не лучше ли поручить разработку концепции и идеологии тем, кто этому специально обучен, — архитекторам, например? И что тогда такое этот Родительский комитет? Для чего он создан?
Все это обычные по нынешним временам вопросы — когда разным проектам придумываются разные «прикрытия». Ответы на них появятся, как только «Галс-Девелопмент» приступит к реализации проекта. Но какой бы ни была функция комитета, потешной или серьезной, речь сейчас не об этом. А о том, что из «Детского мира» можно и в самом деле сделать магазин, аналогов которому нет в мире.
Опыт изучения детских магазинов Лондона и Нью-Йорка действительно помог мне понять, каким наш «Детский мир» мог бы стать в будущем. И пока окончательное решение по проекту не принято, мне бы хотелось высказать эти мысли. Сейчас, когда судьба внутренней структуры здания еще не определена, мне кажется бессмысленным обсуждение, какими аттракционами оно будет нашпиговано. Этих аттракционов в мировой индустрии море. Они остроумны и эффектны, увлекательны и парадоксальны. Познавательны. И я уверен, что пересадить их на нашу почву не составит труда, когда реконструкция закончится. Вопрос в другом — как принципиально будет организовано внутреннее пространство магазина. Поскольку если допустить ошибку в этом вопросе, никакие аттракционы уже не спасут «Детский мир» от унылой вторичности обычного шопинг-молла, каких полно от Бангкока до Аляски.
Самыми интересными, интригующими, увлекающими магазинами Лондона и Нью-Йорка оказались те, где внутри было выделено некое изолированное от внешнего мира, «свое» пространство. Когда из мира города, то есть мира взрослых, ты попадал в особый, замкнутый мир, существующий по детским законам.
Назовем его миром детства.
По моему убеждению, подобное выделенное пространство должно лечь в основу и нашего «Детского мира». Тем более что в старом «Детском мире» такое пространство уже существовало.мы этот «мир детства» — под отражающим потолком на уровне второго этажа, с пирамидами игрушек и каруселью посередине — прекрасно помним.
Мне кажется, что единственно правильным решением для нового «Детского мира» будет стопроцентное воссоздание этого пространства. Будет ли это точная копия с частичным использованием сохранившихся интерьеров? Или полная реставрация? Пусть решают люди, профессионально работающие в данной области. Эти вопросы просто не в моей компетенции. Мне, как, уверен, и многим, просто чрезвычайно важно, чтобы так называемая входная группа магазина производила после реконструкции впечатление именно того старого «Детского мира». Чтобы создавалось ощущение, что ты попал в прошлое, каким его помнишь с детства. В собственное детство, если уж быть честным. А не в нечто, сляпанное по мотивам, как это случилось с Военторгом.
Как это будет сделано? Думаю, технологии в наше время позволяют решать и не такие задачи. Это был бы мир со своей эмблематикой. Со своими персонажами — из детских сказок и мультфильмов. С демонстраторами и зазывалами. С клоунами, фокусниками и т.д. и т.п. Концепция замкнутого «мира детства» все это автоматически предполагает, я хочу сказать.
Что касается остальных этажей магазина, их можно решить в стиле обычного шопинг-молла с атриумом, кафе и кинозалами. Куда посетитель попадает под девизом «из прошлого в будущее». Уникальное по своим циклопическим размерам пространство «Детского мира» позволяет совместить эти миры.
Подобная композиция с «миром детства», копирующим старый «Детский мир», и шопинг-моллом на верхних ярусах, где взрослые делают скучные покупки, дает не только уникальное решение. Это компромисс между сторонниками полной реставрации интерьеров здания и теми, кто считает, что в XXI веке это невозможно или не нужно. То есть между общественным мнением и капиталом. Поскольку накалять и дальше это противостояние так же непродуктивно, как усугублять конфронтацию между обществом и нынешней властью. И там и тут надо договариваться. И «Детский мир» шанс подобного договора (прецедентов которому, кажется, еще не было) нам дает.
Это двухуровневое, двусмысловое решение видится мне не только общественным компромиссом. Оно кажется убедительным и по смыслу. Поскольку именно таким образом мы выражаем важнейшую идею связи времен и преемственности поколений. Идею, которая была, между прочим, в загоне много-много десятилетий. Что бывает, когда обнуляются идеи подобного рода? Когда рушат до основанья, а затем? Достаточно посмотреть, среди чего и кого мы сегодня живем. Пока же воплотить эту новую (для нас) и старую (как мир) идею в «Детском мире» еще не поздно.Источник
Новость добавлена piv-ka 23.01.2012 00:13
Осенью прошлого года мне предложили войти в Родительский комитет, наблюдающий за реконструкцией магазина «Центральный детский мир на Лубянке». Инициатором выступил девелопер проекта. Задача перед комитетом ставилась следующая — сформулировать идеологию «Детского мира» как не имеющего аналогов, уникального и т.д.
Как и миллионам людей, мне хотелось, чтобы наш «Детский мир» не исчез с карты Москвы. Не превратился в обычный шопинг-молл. Думаю, по той же причине в состав комитета вошли остальные участники. Других резонов у нас в общем-то не было.
Через некоторое время члены комитета отправились в деловую поездку — посмотреть, как устроены знаменитые детские магазины Лондона и Нью-Йорка. Не самая тяжелая работа, если честно.
Обозреватель «МН» Татьяна Малкина о долгой жизни старого «Детского мира» :
Обычно я очень сочувствую деятельности «Архнадзора» и пристально слежу за ней. Однако в последнее время заметила, что к сочувствию начинает примешиваться раздражение. Годы идут, а от архнадзоровцев я вижу примерно одно и то же — благородное негодование и глубокие обмороки, в которые канарейка в шахте все падает и падает, оставаясь вечно живой, хоть шахта уже вся заполнена метаном.
Мы прочесали лучшие детские магазины. Добросовестно (на диктофоны и камеры) зафиксировали десятки идей, пригодных для Москвы. И только один вопрос остался для меня без ответа: способны ли в принципе принимать такого рода решения детские писатели, поэты, артисты? Не лучше ли поручить разработку концепции и идеологии тем, кто этому специально обучен, — архитекторам, например? И что тогда такое этот Родительский комитет? Для чего он создан?
Все это обычные по нынешним временам вопросы — когда разным проектам придумываются разные «прикрытия». Ответы на них появятся, как только «Галс-Девелопмент» приступит к реализации проекта. Но какой бы ни была функция комитета, потешной или серьезной, речь сейчас не об этом. А о том, что из «Детского мира» можно и в самом деле сделать магазин, аналогов которому нет в мире.
Опыт изучения детских магазинов Лондона и Нью-Йорка действительно помог мне понять, каким наш «Детский мир» мог бы стать в будущем. И пока окончательное решение по проекту не принято, мне бы хотелось высказать эти мысли. Сейчас, когда судьба внутренней структуры здания еще не определена, мне кажется бессмысленным обсуждение, какими аттракционами оно будет нашпиговано. Этих аттракционов в мировой индустрии море. Они остроумны и эффектны, увлекательны и парадоксальны. Познавательны. И я уверен, что пересадить их на нашу почву не составит труда, когда реконструкция закончится.
Вопрос в другом — как принципиально будет организовано внутреннее пространство магазина. Поскольку если допустить ошибку в этом вопросе, никакие аттракционы уже не спасут «Детский мир» от унылой вторичности обычного шопинг-молла, каких полно от Бангкока до Аляски.
Самыми интересными, интригующими, увлекающими магазинами Лондона и Нью-Йорка оказались те, где внутри было выделено некое изолированное от внешнего мира, «свое» пространство. Когда из мира города, то есть мира взрослых, ты попадал в особый, замкнутый мир, существующий по детским законам.
Назовем его миром детства.
По моему убеждению, подобное выделенное пространство должно лечь в основу и нашего «Детского мира». Тем более что в старом «Детском мире» такое пространство уже существовало.мы этот «мир детства» — под отражающим потолком на уровне второго этажа, с пирамидами игрушек и каруселью посередине — прекрасно помним.
Мне кажется, что единственно правильным решением для нового «Детского мира» будет стопроцентное воссоздание этого пространства. Будет ли это точная копия с частичным использованием сохранившихся интерьеров? Или полная реставрация? Пусть решают люди, профессионально работающие в данной области. Эти вопросы просто не в моей компетенции. Мне, как, уверен, и многим, просто чрезвычайно важно, чтобы так называемая входная группа магазина производила после реконструкции впечатление именно того старого «Детского мира». Чтобы создавалось ощущение, что ты попал в прошлое, каким его помнишь с детства. В собственное детство, если уж быть честным. А не в нечто, сляпанное по мотивам, как это случилось с Военторгом.
Как это будет сделано? Думаю, технологии в наше время позволяют решать и не такие задачи. Это был бы мир со своей эмблематикой. Со своими персонажами — из детских сказок и мультфильмов. С демонстраторами и зазывалами. С клоунами, фокусниками и т.д. и т.п. Концепция замкнутого «мира детства» все это автоматически предполагает, я хочу сказать.
Что касается остальных этажей магазина, их можно решить в стиле обычного шопинг-молла с атриумом, кафе и кинозалами. Куда посетитель попадает под девизом «из прошлого в будущее». Уникальное по своим циклопическим размерам пространство «Детского мира» позволяет совместить эти миры.
Подобная композиция с «миром детства», копирующим старый «Детский мир», и шопинг-моллом на верхних ярусах, где взрослые делают скучные покупки, дает не только уникальное решение. Это компромисс между сторонниками полной реставрации интерьеров здания и теми, кто считает, что в XXI веке это невозможно или не нужно. То есть между общественным мнением и капиталом. Поскольку накалять и дальше это противостояние так же непродуктивно, как усугублять конфронтацию между обществом и нынешней властью. И там и тут надо договариваться. И «Детский мир» шанс подобного договора (прецедентов которому, кажется, еще не было) нам дает.
Это двухуровневое, двусмысловое решение видится мне не только общественным компромиссом. Оно кажется убедительным и по смыслу. Поскольку именно таким образом мы выражаем важнейшую идею связи времен и преемственности поколений. Идею, которая была, между прочим, в загоне много-много десятилетий. Что бывает, когда обнуляются идеи подобного рода? Когда рушат до основанья, а затем? Достаточно посмотреть, среди чего и кого мы сегодня живем. Пока же воплотить эту новую (для нас) и старую (как мир) идею в «Детском мире» еще не поздно.Источник Новость добавлена piv-ka
23.01.2012 00:13